Школа как конструктор: уберем стену, добавим этаж

30 июня 2021 г.

Представьте себе школу, к которой в любой момент в короткий срок можно пристроить дополнительный этаж. В соседних кабинетах идут уроки у параллельных классов, и тут стена между ними раздвигается, чтобы объединить детей для совместной работы над проектом. А идеи для проекта ученики пишут маркерами прямо на стенах. Похоже на фантастику? Возможно, но строительство именно таких школ уже началось в Канаде.

Выражение «школа будущего» уже стало нарицательным, хотя вряд ли мы сможем без раздумий назвать реальные примеры таких школ. Между тем такие учебные заведения действительно существуют. Добро пожаловать в «Школу авантюристов» в Лавале (Квебек, Канада). Помимо огромных окон, широких коридоров, небольшой оранжереи и спортивного зала, площадь которого в два раза больше стандартной, здание располагает трансформируемыми модульными помещениями. Это значит, что расположение половины стен в здании можно менять, расширяя или сокращая комнаты внутри с помощью раздвижных панелей.

В апреле 2021 года «Школа авантюристов» открыла двери для почти 500 учеников младших классов, однако в любой момент учебное заведение может принять и обучающихся средней школы. Именно поэтому вся мебель и оборудование здесь чуть больше, чем в остальных начальных школах: так будет комфортно для обучающихся всех возрастов. Это первое государственное учреждение Квебека, которое может быть одновременно и начальной, и средней школой благодаря подвижным стенам. Назначение комнат также можно менять в зависимости от нужд учеников и персонала школы.

Кроме раздвижных стен, в здании большие окна, хорошо пропускающие дневной свет и свежий воздух, а также механическая система вентиляции, обеспечивающая циркуляцию воздуха и охлаждающая кабинеты в жаркие дни. Одно крыло здания крыто бетонной плитой, что позволяет в случае необходимости быстро построить дополнительные этажи. Таким образом, школа будет расти вверх, а не расширяться, занимая дополнительную землю.

Именно нехватка земли в густонаселенных районах и послужила причиной для строительства подобных зданий. Школы переполняются, и обучающихся зачастую негде разместить. Даниэль Кирьон, директор по управлению ресурсами в Образовательном центре Лаваля (Centre de services scolaire de Laval), прокомментировал: «Раньше можно было позволить себе такую роскошь, как строительство отдельных зданий для начальной и средней школ, в зависимости от того, каких учеников в конкретном районе больше. Но острая нехватка земли, особенно в центральной части региона, заставила нас посмотреть на проблему под другим углом».

Попытки решить проблему нехватки школ предпринимаются в Канаде уже довольно давно. В 2018 году были спроектированы так называемые модульные классы, похожие на трейлеры: фактически это были быстровозводимые дома под ключ, которые не имели фундамента и потому могли быть разобраны и собраны уже в другом месте. По различным оценкам, школьные советы в Квебеке заказали около 250 модульных классов в 2017/2018 учебном году, что соответствует примерно десяти школьным зданиям. Спрос рос с каждым месяцем, и риск задержки доставки классов становился все более высоким.

Тогда при сотрудничестве со строительной компанией Bonneville Industries Образовательный центр Лаваля купил несколько домов, напоминающих коттеджи, с деревянными балочными потолками и большими окнами. Дома были спроектированы так, чтобы при необходимости их можно было перемещать. Такой формат был явно более привлекательным и комфортным, чем модульные классы, однако проблема не исчезла: по расчетам Образовательного центра Лаваля, в ближайшие несколько лет необходимо было построить еще более десяти школ.

И вот открылась школа, позволяющая проводить занятия для двух ступеней образования одновременно. «Мы должны быть готовы к тому, что скоро появится много учеников средней школы, которым нужно будет место для учебы, – сказал Даниэль Кирьон. – В ближайшее десятилетие планируется разместить еще около 3000 детей».

Сами ученики и педагоги в восторге от новой школы. Валери Вио, учительница начальных классов, признается, что ей не терпится вернуться сюда в следующем учебном году. Валери оценила возможность писать маркером прямо на стенах кабинетов: «Ученикам это очень нравится, а заодно мотивирует к обучению».

Эрик Валикет, учитель музыки, теперь работает в отдельном кабинете со звукоизоляцией. «Очень приятно преподавать музыку, не беспокоя людей в соседних комнатах», – говорит он. На самом деле, отдельный кабинет для своих уроков – это уже отчасти роскошь: в прошлом учебном году Эрик был вынужден преподавать в школьной библиотеке и перевозить музыкальные инструменты в тележке. Подобные условия не редкость для переполненных школ: кабинеты, где проводятся занятия по творческим предметам (музыка, изобразительное искусство, технология и т. д.), в первую очередь отдаются другим учителям.

«Школа авантюристов» – пока что единственное здание с подобной планировкой, однако, по словам Даниэля Кирьона из Образовательного центра Лаваля, планируется построить еще четыре аналогичные школы. Более того, обсуждается возможность использования мобильных складных сцен, которые можно было бы устанавливать в спортивных залах для показа спектаклей, проведения концертов и других мероприятий.

Как мы уже писали ранее, нехватка образовательной инфраструктуры является серьезной проблемой во многих регионах. Недавно на острове Мадагаскар впервые в мире стартовало строительство школы при помощи 3D-принтера. Возведение здания из идентичных блоков позволяет при необходимости расширять площадь образовательного учреждения, что особенно важно после пандемии COVID-19, когда дети и подростки массово вернутся в школы. Вместе с тем процесс строительства, связанный с 3D-печатью, намного экологичнее обычного строительства, поскольку в зданиях, напечатанных на 3D-принтере, используется меньше бетона и при строительстве выделяется меньше углекислого газа.

Что касается России, 1 августа 2021 года в Нижегородской области запланировано открытие образовательного комплекса «Школа 800», состоящего из трех школьных зданий и загородного центра дополнительного образования. Каждое здание состоит из восьми модулей, выполняющих определенные функции. Например, арт-модуль представляет собой трансформируемый актовый зал с помещениями для школьных кружков и хранения декораций, мастерские ручного труда и музыкальную студию. В физкультурно-спортивный модуль входят спортивные залы, зал для хореографии и бассейн. Школьная библиотека, помимо бумажных книг, предоставляет доступ к электронному фонду художественной и научной литературы. Во второй половине дня учебное оборудование будет использоваться для дополнительного образования учеников по всем направлениям.

Комплекс рассчитан на 4550 учебных мест и призван решить проблему второй смены. «К этому проекту нас подтолкнуло текущее состояние общеобразовательной инфраструктуры, – рассказал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. – В зданиях с уровнем износа более 50 процентов учатся более 14 тысяч детей. Для ликвидации второй смены необходимо ввести 32280 мест, в том числе в Нижнем Новгороде – 18 тысяч. Строительство новой школы, которая даст 4100 мест и еще 450 мест дополнительного образования, – это прорыв. Но еще многое предстоит сделать». Известно, что модель государственно-частного партнерства, в которой участвует государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», позволит построить школы во всех регионах России, предоставляя более 647 тысяч новых учебных мест.