Чего хотят зумеры?

8 июля 2021 г.

Разрабатывая новые образовательные модели и подходы, нельзя не учитывать тех, на кого ориентировано образование будущего. Поколение Z, или зумеры, является крупнейшей демографической когортой в истории, и вполне логично, что именно зумеры будут формировать мир будущего. Бизнесу необходимо развиваться, а образовательным системам – успешно подготавливать молодежь к процветанию в будущей профессии, поэтому крайне важно понять амбиции и ожидания молодого поколения.

К зумерам относят тех, кто родился между 1997 и 2007 годами, то есть первое поколение, рожденное в век интернета. На данный момент в мире насчитывается приблизительно 1,3 миллиарда человек в возрасте от 14 до 24 лет. Зумеров можно назвать противоречивым поколением. В отличие от миллениалов, выросших в эпоху экономического подъема, зумеров сначала сформировало время глобального кризиса и невиданный ранее уровень цифровой коммуникации, а затем переформировала пандемия COVID-19. И хотя многих представителей поколения Z почти всегда можно увидеть с телефоном в руках, суть понятия лежит намного глубже стереотипа о бесконечных селфи и зависимости от социальных медиа. Зумеры живут и развиваются в эпоху изменения климата и всемирной пандемии, вследствие чего они намного более осведомлены о проблемах экологии, чем любое поколение до них, а также намного оптимистичнее смотрят на возможности, которые открывает быстро меняющийся мир. Там, где люди более старшего возраста опасаются потери рабочих мест в связи с автоматизацией, зумеры видят простор для творчества, на которое не способны машины. Там, где другие боятся нестабильного будущего, зумеры чувствуют уверенность в том, что смогут отвечать на глобальные вызовы.

Исследование, проведенное в октябре 2020 – январе 2021 года среди почти 6 тысяч респондентов в возрасте от 16 до 25 лет, показало, чего хочет молодое поколение и чего ожидает от образования будущего. В исследовании приняли участие школьники, студенты и молодые специалисты из 17 стран: Бразилии, Сальвадора, Эстонии, Франции, Гватемалы, Индии, Индонезии, Малайзии, Маврикия, Мексики, Нигерии, Филиппин, Румынии, Испании, Туниса, ОАЭ и США, причем количество респондентов в возрасте 16–18 лет составило 71% от общего числа участников.

Неожиданным результатом исследования стало то, что, несмотря на экономический кризис и пандемию, зумеры с оптимизмом смотрят в будущее. Большинство надеется найти значимую работу и получить возможность отвечать на глобальные вызовы, причем намного больше респондентов рассчитывают на это в 2030, а не в 2025 году (82% против 55%). Это связывают с тем, что среди опрошенных преимущественно молодые люди в возрасте 16–17 лет. За 10 лет у них будет достаточно времени выучиться и получить необходимые знания и навыки, чтобы отвечать на глобальные вызовы, реализоваться в профессии и даже возглавить собственное дело (53% опрошенных мечтают открыть свое дело через 10 лет).

Когда респондентов попросили перечислить наиболее важные характеристики карьеры мечты, список получился следующим:
1) создавать что-то новое;
2) сотрудничать с людьми со всего мира;
3) решать трудные задачи;
4) развивать эмпатию по отношению к другим;
5) улучшать свои навыки;
6) создавать новые технологии;
7) создавать значимый продукт;
8) сотрудничать с другими людьми;
9) анализировать данные.

В обзоре, посвященном Дню защиты детей, мы рассказывали о том, что большое внимание в современном образовании уделяется развитию у учеников социально-эмоциональных навыков, которые важны и для учебы, и для работы, и для выстраивания здоровых отношений в семье и окружении. Зумеры уверены, что у них хорошо развиты навыки, необходимые для работы в команде. При этом, вероятно, из-за недостатка опыта, молодое поколение не так оптимистично относительно навыков, помогающих ясно мыслить в условиях повышенного стресса, справляться с неожиданными трудностями и внедрять свои идеи в уже существующих процессах. Респондентов попросили рассказать, владеют ли они навыками будущего:

Несмотря на то что достаточно большое число респондентов считает, что обладает необходимыми навыками для достижения успеха в будущем, намного меньше опрошенных уверены, что система образования отвечает требованиям будущего и может эффективно подготовить их к жизни в 2030 году. При оценке утверждения «Мое образование готовит/подготовило меня для достижения успеха в 2030 году» мнения распределились так:

Зумеры убеждены, что большое влияние на их работу в будущем будут оказывать три современных мегатренда:

  • глобализация;
  • автоматизация рабочих процессов;
  • новые нормы работы.
Исходя из этого, поколение Z считает, что учебные заведения должны откликнуться на потребности учеников и интегрировать в учебный процесс больше наук, связанных с последующим входом в профессию и развитием карьеры. Обучение, по мнению зумеров, должно затрагивать и мегатренды. Наиболее важные школьные предметы зумеры ранжировали так:

Как мы видим, классические школьные предметы по важности уступили место наукам с межпредметными темами.

Обсуждая, как можно улучшить образовательную систему, применяя разнообразные методы обучения, респондентам предложили назвать топ-5 методов, которые они бы хотели видеть в своем учебном заведении. Зумеры оказались крайне заинтересованы в получении практического опыта и вовлечении делового сообщества в образование. Среди популярных подходов оказались и те, которые связаны с самостоятельной работой и внутренней мотивацией. А вот традиционные методы, такие как лекции, педагогическая практика, учебные экскурсии, оказались внизу списка, что явно указывает на то, что поколение Z предпочитает более связанные с реальной жизнью подходы к обучению и хочет учиться, получая реальный опыт. Голоса респондентов при ответе на утверждение «Образовательная система станет лучше, если она будет предоставлять больше возможностей, связанных с…» распределились так:

Мир меняется, и поколение Z примет участие в дальнейших изменениях. Зумеры – будущая рабочая сила, владельцы бизнесов и те, кто будет решать глобальные проблемы. Поскольку молодежь четко дала понять, что хочет иметь возможность применять знания на практике, исследование затронуло еще один важный аспект: а кто должен учить? Опрос показал: молодое поколение рассчитывает на то, что не только образовательные системы будут лучше понимать их запросы, но и деловое сообщество не останется в стороне от образования. Хотя 60% опрошенных считают, что образовательные системы остаются наиболее важными институтами, которые могут подготовить молодежь к жизни в условиях мегатрендов, в настоящий момент, по мнению зумеров, надежды можно возлагать не только на учебные заведения. 53% респондентов считают, что функцию подготовки поколения Z к жизни в мире будущего должны взять на себя мультинациональные корпорации, 44% – государственные учреждения, 42% – личные связи, 28% – некоммерческие организации, 26% – местные компании.

Важным результатом исследования стало и то, что зумеры переосмысливают подачу знаний в образовательных учреждениях. Пандемия прервала традиционное обучение, и в этом молодое поколение видит массу возможностей для получения нового образовательного опыта и еще более активного внедрения технологий в учебный процесс. Большинство респондентов из числа обучающихся (75%) предпочли бы гибридное обучение после окончания пандемии, то есть совмещение онлайн-уроков и занятий в школе. Среди причин были названы следующие:

1. Гибридное обучение более креативно.
2. Гибридное обучение более гибкое и лучше сочетается с образом жизни.
3. Легкий доступ.
4. Возможность знакомиться с новыми людьми.
5. Легкость взаимодействия с педагогом.
6. Гибридное обучение позволяет развить навыки цифровой грамотности.
7. Гибридное обучение дает возможность создать ученическое сообщество.

В целом исследование показало, что зумеры оптимистично настроены относительно будущего и того, что оно готовит. Молодежь ставит во главу угла творческий подход, разнообразие и практическую работу и при этом понимает важность образования, которое будет затрагивать темы и опыт, относящиеся к рынку труда настоящего и будущего. Надежды поколения Z возложены на мировое сообщество: малые и крупные компании, правительства стран, некоммерческие организации и т. д. Совместными усилиями они могут создать условия для непрерывного обучения сегодняшней молодежи и, как результат, позитивных изменений на глобальном уровне.