10 июня 2021 г.

Онлайн-семинар «Вектор образования»: важные итоги работы Федерального реестра программ дополнительного профессионального педагогического образования

Участники очередного семинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» пришли к выводу, что Федеральный реестр становится основным инструментом подтверждения качества образовательных программ дополнительного профессионального педагогического образования (ДППО), консолидирует образовательные возможности участников системы, унифицирует подходы к обучению педагогических работников и развитию их профессиональных компетенций. Кроме того, на семинаре рассмотрены примеры изменений в региональных системах образования с учетом опыта других субъектов Российской Федерации.

Выступления и дискуссия в рубрике «Вектор образования. Регион» были посвящены Федеральному реестру образовательных программ дополнительного профессионального педагогического образования.

Заместитель директора Академии Минпросвещения России Надежда Родина рассказала, что реестр успешно и активно наполняется благодаря усилиям региональных коллег. К нему подключены все субъекты Федерации – 130 образовательных организаций (более 60% – ИРО/ИПК), задействовано более 1 тыс. авторов и разработчиков программ, более 600 федеральных экспертов. Реестр был запущен в штатном режиме в феврале, и сейчас там размещено 137 программ из 39 субъектов Федерации, успешно прошедших экспертизу. Программы доступны всем специалистам, которые хотят почерпнуть что-то полезное из опыта коллег.

«Чтобы работа авторов и федеральных экспертов программ шла продуктивнее, мы запустили поддерживающий проект – «Академическая мастерская», – рассказала Надежда Родина. – Это серия вебинаров, где свои кейсы и варианты их решения представляет не только и не столько Академия, сколько непосредственные участники и пользователи Федерального реестра. Некоторые вебинары уже состоялись, записи доступны, и мастерская продолжит работу в сентябре этого года».

Наибольшее количество программ в реестре разместили коллеги из Санкт-Петербурга (15), Свердловской области (12), Иркутской области (8), Республики Татарстан (7), Ставропольского края (5).


Представители двух регионов приняли участие в семинаре «Вектор образования»: Светлана Тренихина, ректор Института развития образования Свердловской области, и Марина Панасенкова, и.о. ректора Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, рассказали о новых подходах в работе своих институтов и о сложностях, с которыми они столкнулись.

«Необходимость работы с Федеральным реестром повлекла за собой изменения во многих внутренних ресурсах института. Сегодня мы констатируем, что обновление подходов к работе произошло на уровне управления как образовательной организацией в целом, так и отдельными структурными подразделениями – прежде всего кафедрами. Изменения коснулись нормативно-правового, организационно-содержательного, научно-методического направлений деятельности», – отметила Светлана Тренихина.

Она, в частности, рассказала, что для ознакомления профессорско-преподавательского состава с новыми требованиями и подходами использовались современные практико-ориентированные форматы профессионального общения – стратегические сессии, коуч-сессии, корпоративные сессии, направленные на сплочение команды и выработку решений, с привлечением профессиональных коучей. За месяц педагоги выстроили свою работу в части корректировки имеющихся программ повышения квалификации и наметили пути разработки новых. Одна из новых программ – модульная, сетевая, предназначенная для руководителей образовательных учреждений – была разработана совместно с Вологодским институтом развития образования.

«Единый реестр программ дополнительного профессионального педагогического образования консолидирует образовательные возможности участников системы, унифицирует подходы к обучению педагогических работников и развитию их профессиональных компетенций. Говоря о создании единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников, мы не можем не затрагивать вопросы создания современных образовательных программ ДПО», – заявила Марина Панасенкова.

Определяя тематику программ для Федерального реестра, в Ставропольском институте исходили из того, чтобы охватить разные категории педагогических работников. По мнению докладчика, работа над программами стала своего рода повышением квалификации сотрудников института, поскольку нужно было привести все материалы в соответствие с установленными требованиями. В Ставропольском институте также рассматривают возможность сетевого взаимодействия – в рамках Северо-Кавказского федерального округа, и этот вопрос обсуждался на семинаре-совещании ректоров, недавно состоявшемся в Грозном.

По заявлению Надежды Родиной, в каждом федеральном округе вскоре появятся опорные пункты – организации, ставшие лидерами по количеству программ, размещенных в реестре, и они смогут оказывать консультационную и методическую помощь.

Как отметил директор Академии Минпросвещения России Сергей Кожевников, реестр сегодня – это основной инструмент подтверждения качества программ, и Академия развивает его вместе с коллегами из регионов, чтобы это качество максимально повысить.

«Реестр является важным компонентом создания и укрепления единого образовательного пространства, о котором неоднократно говорили руководители страны, – подчеркнул Сергей Кожевников, подводя итоги дискуссии. – Нам с вами он дает возможность продемонстрировать, что дополнительное профессиональное образование – это не просто много отдельных маленьких институтов, каждый из которых занимается своим маленьким делом, а большое, полноценное направление работы в образовательной отрасли».

Открывая дискуссию в следующей рубрике семинара – «Управленческий вектор», первый заместитель директора Академии Минпросвещения Ирина Жданова напомнила о продолжении работы по организации стажировок и стратегических сессий совместно с региональными институтами – так, двухдневный семинар состоялся в начале июня в Челябинске и был посвящен реализации мероприятий нацпроекта «Образование». Она подчеркнула, что для Академии крайне важно, что меняется в системе образования региона, муниципалитета, а также в отдельных образовательных учреждениях после того, как руководитель возвращается с такого семинара домой.

Альбина Бучек, ректор Белгородского института развития образования, назвала сессию в Челябинске «ярким событием», отметив несколько новаций, которые целесообразно внедрить в Белгородской области. В их числе научно-методическая платформа – конструктор модельных региональных основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования, а также деятельность Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (в Белгороде такой центр планируется открыть 1 сентября 2021 года). По мнению ректора, челябинские коллеги «продемонстрировали отличные образцы командной работы в образовании».

Начальник Управления образования администрации города Кемерово Наталья Дашковская и начальник Управления общего образования администрации Орловского района Орловской области Марина Жильцова рассказали о новых подходах к аттестации руководителей общеобразовательных организаций в своих муниципалитетах.

В Кемерове при разработке модели несколько лет назад учитывался опыт Москвы, но с тех пор она претерпела существенные изменения и сегодня имеет свое лицо, дает возможность увидеть, какие дефициты возникают у руководителей, и найти пути решения восполнения этих дефицитов. В Орловской области новая модель аттестации была запущена в начале этого года – как и в Кемерове, она состоит из тестирования и собеседования. «Руководители образовательных учреждений с пониманием относятся к такой процедуре – считают, что она способствует их личностному и профессиональному росту, является мотивацией к достижению высоких результатов», – рассказала Марина Жильцова.

В завершение семинара Ирина Жданова сообщила, что 15 июня в Твери состоится День Академии, посвященный эффективности управленческих коммуникаций. Именно эту тему назвали коллеги из регионов в ходе опроса о том, какие темы для них являются актуальными, интересными и необходимыми для повышения квалификации. На сегодняшний день регистрация на мероприятие закрыта, в нем примут участие 100 человек, но это лишь первый шаг в выбранном направлении. «Если тематика интересна коллегам из других регионов, обращайтесь, мы готовы организовать День Академии и у вас тоже», – подчеркнула Ирина Жданова.