8 октября  2021 г.

На ММСО-2021 обсудили новые подходы к непрерывному профессиональному развитию педагогов

На ММСО-2021 обсудили новые подходы к непрерывному профессиональному развитию педагогов

На Московском международном салоне образования 7 октября состоялась панельная дискуссия на тему «Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников: неизбежные изменения в новой реальности». Руководитель Академии Минпросвещения России Павел Кузьмин, выступивший в роли модератора, рассказал, почему этой теме уделяется столь большое внимание на государственном уровне и каковы перспективы развития единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

Одна из национальных целей России до 2030 года – создание возможностей для самореализации и развития талантов, и один из целевых показателей – вхождение нашей страны в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, констатировал Павел Кузьмин. При этом необходимо понимать, что результаты наших школьников не могут быть выше, чем качество подготовки учителей. Для его повышения создана единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

«На федеральном уровне координатором этой системы является Академия Минпросвещения России, на базе педагогических вузов создаются федеральные центры научно-методического сопровождения. Очень важная составляющая – это региональный уровень, и здесь должны усиливаться институты повышения квалификации, институты развития образования, создаваемые по всей стране центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Это необходимо, чтобы у каждого педагога в субъекте Федерации был максимальный спектр возможностей для развития своего таланта и для движения вперед», – подчеркнул руководитель Академии.

О важности формирования у педагогов востребованных компетенций, в том числе soft skills – «мягких навыков», рассказала Ирина Святицкая, руководитель молодежного направления портала hh.ru. Она отметила, что деятельность педагогов за последние 10-20 лет существенно изменилась благодаря автоматизации процессов, и в условиях широкого применения технических средств необходимы новые навыки. Например, благодаря пандемии большее значение уделяется тайм-менеджменту: пятиминутное опоздание на встречу в Zoom воспринимается более критично, нежели на очную встречу.

Дмитрий Метёлкин, заместитель директора Института стратегии развития образования РАО, подчеркнул, что система профессионального роста педагогов должна обладать рядом характеристик, которые помогут ей гибко подстраиваться под запросы учителя. В числе таких характеристик – сетевой характер образовательных программ, предусматривающий сотрудничество научных и образовательных организаций разного уровня, проактивные методы повышения квалификации (например, стажировки), обучение межрегиональных команд, когда взаимодействие между педагогами и управленцами из разных территорий способно дать синергетический эффект.

Роман Митрохин, директор школы «Комплекс Покровский» в Красноярске, отметил, что в рамках проекта «Школа новых технологий» Академии Минпросвещения России его педагоги и члены административной команды повышали квалификацию вместе. Такой подход, считает он, помогает сблизить их позиции по самым разным вопросам, выявить потребности и дефициты, создать новые возможности для профессионального роста.

Татьяна Крымова, руководитель Департамента образования Орловской области, рассказала, что в регионе «выращивают» педагогов начиная со школьной скамьи; сопровождают их в период обучения в вузе и затем в системе повышения квалификации. «Для нас теперь открыты образовательные возможности федерального уровня, – рассказала она. – В их числе стажировочные площадки, новые курсы повышения квалификации на базе Академии Минпросвещения России. В Орловской области хорошо приняли идею взаимообучения и командного обучения, когда педагоги повышают квалификацию вместе с управленцами».