Мир на ладошке: экологические инициативы в образовании

09 декабря 2021г.

Одним из важнейших вопросов современности, волнующим всю мировую общественность, является экология. С каждым годом люди все больше осознают важность сохранения чистоты воздуха, воды и почвы. Во многих странах разрабатываются и внедряются экологичные промышленные технологии, а проблема глобального потепления стала актуальной повесткой крупнейших мировых форумов. Много внимания уделяется экологии и в сфере образования. Об этом сегодня и пойдет речь. 

С апреля 2021 года Сингапур реализует Программу экологического менеджмента ESP в рамках национального плана устойчивого развития Green Plan 2030. В соответствии с программой на всех ступенях школьного образования в учебный план будет включено изучение вопросов экологической стабильности, а здания школ будут оборудованы энергосберегающими технологиями. Также предполагается знакомство учеников с профессиями, связанными с экологией. 

Целью правительства Японии является снижение выбросов парниковых газов до абсолютного нуля к 2050 году. При реализации этого плана крайне важно повышать осведомленность подрастающего поколения об опасности глобального потепления. Поэтому в стране решили наглядно продемонстрировать школьникам важность экономии природных ресурсов. Сегодня в Японии изучается возможность «декарбонизации»‎ школ, то есть уменьшения углеродного следа, который возникает в результате выброса парниковых газов. Добиться этого можно за счет использования источников энергии с низким содержанием углерода. Школьные здания нового поколения будут спроектированы так, чтобы потребление энергии в них сошло на нет. Проект получил название Zero Energy Buildings, то есть здания с нулевым потреблением энергии. Согласно плану мер против глобального потепления, принятого в 2016 году, половина из всех новых школьных зданий, которые строятся сейчас или будут построены к 2030 году, будут с нулевым потреблением энергии. На данный момент 30% школ Японии уже установили оборудование для выработки электричества за счет энергии солнца и ветра. 

Именно школа должна давать подрастающему поколению знания и навыки для того, чтобы впоследствии они могли повлиять на экологическую ситуацию в мире. Об этом в своей статье пишет Андреас Шляйхер, глава международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA и один из ведущих мировых экспертов в области образования. Согласно результатам PISA-2018, 78% обучающихся считают важным вопрос защиты окружающей среды на глобальном уровне. Многие активно поддерживают экологию в повседневной жизни: снижают потребление энергии, читают соответствующие интернет-ресурсы или данные международных исследований, выбирают товары, исходя из этических соображений или с учетом их экологичности, даже если эти товары стоят дороже. Однако на вопрос о том, могут ли школьники сами повлиять на экологическую ситуацию в мире, например на изменение климата, лишь 57% ответили утвердительно. 

Андреас Шляйхер считает, что для того, чтобы молодое поколение осознало, что решение многих экологических проблем в их руках, школа должна не только дать молодежи прочные знания, но и научить понимать причины и последствия проблем, связанных с окружающей средой. Только так подрастающее поколение сможет трезво оценивать стоящие перед мировым сообществом экологические угрозы. Экологическое образование – одно из крупнейших вложений общества в само себя и в будущее планеты, уверен Шляйхер. Школы должны помогать повышать осведомленность школьников об экологии и формировать у них чувство ответственности за свои действия. 

В свою очередь, аналитики Всемирного экономического форума подчеркивают взаимосвязь экономики и экологии и прогнозируют создание миллионов новых рабочих мест в «зеленых»‎ секторах экономики. Например, по оценкам экспертов, в отрасли «зеленой»‎ энергетики до 2050 года появится 400 тыс. новых рабочих мест, причем востребованы будут такие профессии, половины из которых на данный момент не существует. Ожидается, что востребованными окажутся и так называемые «зеленые»‎ навыки, среди которых: 

  • научные. «Зеленая»‎ экономика будет зависеть от работников, владеющих научными знаниями и навыками в области экологии. Важную роль в сфере экономики будут играть ученые-экологи, биологи, гидрологи и биохимики; 
  • навыки архитектуры и планирования. Здания будущего должны стать более энергоэффективными, а при их строительстве и обслуживании должно использоваться меньше ресурсов. Архитекторам будущего предстоит проектировать новые здания с учетом экологических требований; 
  • «зеленая»‎ инженерия и технические навыки; 
  • системные навыки. В дальнейшем будут развиваться профессии, которые потребуют от работников умения разрабатывать, управлять и следить за сложными системами.

Таким образом, экологическая грамотность становится не менее важной, чем читательская, математическая или научная. 

Рассмотрим подробнее, как обстоят дела с экологическим образованием в России. 

Экологическое воспитание закреплено в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), утвержденном 31 мая 2021 года: 

  • ФГОС обеспечивает личностное развитие обучающихся, в том числе экологическое воспитание. 
  • Рабочая программа воспитания должна обеспечивать: осознание обучающимися взаимосвязи здоровья человека и экологического состояния окружающей среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья; участие обучающихся в совместных с родителями видах деятельности, организуемых образовательной организацией и формирующих экологическую культуру мышления и поведения. 
  • В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в образовательной организации должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни. 
  • Личностные результаты освоения программы основного общего образования в части экологического воспитания должны отражать: 

  1. ориентацию на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; 
  2. повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  3. активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; 
  4. осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
  5. готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Формирование экологического мышления как метапредметного навыка требует понимания многих происходящих в мире процессов, поэтому экологические знания включены в такие школьные предметы, как «Окружающая среда»‎, «Биология»‎, «География»‎, «Химия»‎, «Обществознание»‎. В 10–11 классах обучающиеся могут выбрать для изучения комплексный курс «Экология»‎. 

Большую роль в мотивации обучающихся к изучению экологии играют мероприятия по экологическому просвещению. К таким мероприятиям относятся конкурсы, олимпиады, проекты. Мы расскажем лишь о нескольких крупных мероприятиях из множества самых разных экологических инициатив, проводимых в России. 

Ежегодно в России проходит Всероссийская олимпиада школьников по экологии, в которой могут принять участие ученики 5–11 классов. На региональном этапе олимпиады участникам необходимо подготовить и представить проект на экологическую тематику. Финальный этап ориентирован на особенности региона, в котором он проводится. Так, вопросы теоретического тура могут касаться особенностей природопользования конкретного региона, особо охраняемых территорий, растений и животных, обитающих в регионе и занесенных в Красную книгу,‎ и т. д. По завершении теоретического тура участники защищают свой проект. 

Победители Всероссийской олимпиады по экологии получают льготы при поступлении на профильные факультеты вузов. 

Для вовлечения детей и подростков в охрану природы и повышения их экологической сознательности Росприроднадзор учредил проект «Экология – дело каждого»‎. Это премия за интересные, нестандартные идеи и проекты, посвященные сохранению окружающей среды, бережному отношению к природе, экологическому просвещению и популяризации экокультуры среди молодежи в возрасте от 7 до 16 лет. Участники проекта могут записать короткие видеоролики по теме одной из номинаций: «Сохраним планету вместе»‎, «Моя экосемья – моя команда»‎, «Юный экоблогер»‎, «Экотренды»‎, «Экошкола»‎, «Экопроект»‎, «Экорисунок»‎, «Экофокус»‎, «Экомультфильм»‎, «Эковолонтер»‎, «Юный экожурналист»‎, «Экология в мире»‎. Победителя в каждой из номинаций выбирает авторитетное жюри, также проводится народное голосование в социальных сетях. В августе 2021 года в рамках проекта прошла серия творческих мастер-классов во Всероссийском детском центре «Орленок»‎, который является партнером проекта.

Познакомиться с работами юных экологов можно на сайте проекта.

Всероссийское движение школьников в рамках развития своего экологического направления проводит конкурс «На старт, экоотряд!»‎. Участниками могут стать обучающиеся от восьми лет и педагоги – руководители экоотрядов. Руководители экоотрядов подают заявку и загружают на сайт проекта отчет о деятельности отряда, а также презентацию проекта по одному из двух направлений: 

  • «Экологическое исследование» – проект изучения экологического состояния окружающей среды и/или соотношения между различными ее параметрами. 
  • «Природоохранный проект» – проект, направленный на решение какой-либо экологической задачи. 

Для индивидуальных участников проходит конкурс «Экологическая культура»‎, состоящий из четырех этапов: осенний, зимний, весенний и летний. Раз в сезон участники конкурса выполняют предложенные организаторами задания. Конкурс является дополнением к проекту «На старт, экоотряд!»‎ и позволяет тем, кто не имеет возможности попасть в экоотряд, принять участие в экологическом направлении РДШ. 

Воспитать бережное отношение к природе и сформировать навыки природопользования помогает такая форма внеклассной работы, как школьные лесничества. Школьные лесничества – это объединения обучающихся, педагогов и специалистов лесного хозяйства. Помимо воспитания у школьников правильного отношения к природе, целью школьного лесничества является углубление знаний подростков в области лесного хозяйства и экологии. Школьников учат осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств, сохранение и усиление защитных, оздоровительных и иных функций леса. 

Родиной школьных лесничеств считается Брянская область, где в 1952 году появился первый ученический отряд «Лесной патруль»‎. С 1966 года такие отряды стали называться школьными лесничествами, за ними были закреплены определенные участки леса. По сути школьные лесничества копировали структуру настоящих лесничеств. К 1980-м годам в стране насчитывалось около шести тысяч школьных лесничеств. На сегодняшний день, по приблизительной оценке Рослесхоза, это число составляет примерно одну тысячу. Школьные лесничества расположены в разных регионах страны. Так, например, в Кировской области их насчитывается десять.

Ребята из школьного лесничества «Березк@»‎ (Смоленская область)

На уровне школ также проводятся важные экологические инициативы, например, организация в школе раздельного сбора мусора и высадка деревьев.

Воспитание экологической сознательности и развитие экологического мышления с каждым годом становится все более значимой частью образования в нашей стране. На развитие у обучающихся экологических знаний и навыков, повышение осведомленности о необходимости обеспечения устойчивости окружающей среды направлено как школьное образование, так и внеклассные и внешкольные мероприятия и инициативы, ведь позаботиться об охране природы должны не только мы, но и будущие поколения.