21 июля 2021 г.

Ключевым фактором развития образовательных организаций становится командная работа 

Участники очередного вебинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы», состоявшегося 20 июля в Академии Минпросвещения, пришли к выводу, что время методистов-теоретиков в системе повышения квалификации прошло. Растет спрос на новые форматы обучения, меняется подход к подбору специалистов, которым педагог доверяет свое профессиональное развитие.

В рубрике «Вектор образования. Регион» участники семинара обсудили систему непрерывного сопровождения педагогических кадров, работу институтов развития образования с педагогами, которая ведется не только во время занятий на курсах повышения квалификации, но и в межкурсовой период. Кроме того, обсуждались требования, которые должны предъявляться к сотрудникам институтов развития образования.

«Время методистов-теоретиков прошло. У педагогов есть запрос на реальных практиков, на методистов, которые сами преподавали или преподают сейчас, которые могут поделиться своими наработками, показать примеры уроков, примеры эффективного взаимодействия, которые в итоге приводят к росту образовательных результатов», – заявил и.о. директора Академии Минпросвещения России Павел Кузьмин.

Еще один вопрос, обсуждавшийся в ходе семинара – роль муниципальных методических служб в поддержке педагогов. Директор Института развития образования Орловской области Ирина Патронова рассказала, что в ее регионе методических служб нет. При этом создан пул педагогов (тьюторов, экспертов, наставников), которые не только демонстрируют высокие результаты, но и готовы делиться опытом с коллегами. За эту работу, помимо нематериальных стимулов, они получают доплаты от муниципальных властей и фактически исполняют обязанности педагогов-методистов.

В Краснодарском крае методические службы успешно работают, сообщила проректор Института развития образования этого региона Оксана Шамалова. Без них невозможно было бы охватить более 1,2 тыс. школ в межкурсовой период. Идею развития наставничества в Краснодарском крае при этом также поддерживают – есть даже специальный курс «Наставник молодого педагога», который в прошлом году прошли более 400 человек.

В рубрике «Управленческий вектор» участники обсудили результаты обучения управленческих команд. Екатерина Федотова, заведующая кафедрой Саратовского областного института развития образования, рассказала о стажировке в Липецкой области, где они изучали региональные и муниципальные практики использования финансовых и кадровых ресурсов, а затем внедряли полезные идеи в своем регионе.

Например, в Липецке их заинтересовала система научно-методического сопровождения управленческих команд и педагогов, и теперь с ее помощью в Саратовской области решают проблему нехватки педагогических кадров. Еще один интересный региональный проект – гранты школам, которые по итогам мониторинга показывают лучшие образовательные результаты. На такие гранты в Саратовской области пока не удалось найти средства, но созданы другие механизмы материальной поддержки педагогов, в которых регион особенно заинтересован. Полезным оказался и опыт коллег в сфере сотрудничества школ с вузами и другими образовательными организациями: в частности, после визита в Липецк в Саратовской области было принято решение о создании регионального педагогического кластера.