От идеи к знанию: как работают «большие идеи»

15 июля 2021 г.

Некоторые специалисты полагают, что организация изучения определенной темы вокруг небольшого количества «больших идей» может помочь обучающимся более глубоко понять предмет, поскольку «большие идеи» выступают связующими элементами между различными видами деятельности. Разберемся, что такое «большие идеи», как они работают и какие примеры из международной практики известны и используются на сегодняшний день.

Корни концепции «больших идей» уходят в труды видного американского философа, психолога и реформатора в сфере образования Джона Дьюи. В своей работе «Ребенок и учебный план» (1902) он говорит о том, что для того, чтобы образовательный процесс был наиболее эффективным, материал должен подаваться так, чтобы обучающиеся могли соотносить новую информацию с уже имеющимся у них опытом. Только учителя, утверждал Дьюи, могут с психологической точки зрения переосмыслить («психологизировать») то, чему они обучают. Этот процесс включает в себя интерпретацию учебного материала в доступном и мотивирующем для обучающихся ключе. Психологизация уводит учебный процесс от традиционных фактов и идей, которые зачастую ограничивают видение школьников, к тем самым более широким «большим идеям». 

Почти три десятилетия спустя, в 1929 году, британский философ, логик и математик Альфред Норт Уайтхед уже оперировал понятием «главных идей» (main ideas), говоря: «Пусть основные идеи, которые вводятся в образование ребенка, будут немногочисленны и важны, и пусть они сочетаются всеми возможными способами».

В 1986 году американский педагог-психолог Ли Шульман ввел понятие «знание педагогического содержания» (Pedagogical Content Knowledge — PCK). Он утверждал, что, помимо знания своего предмета и обладания общими педагогическими навыками, учитель должен знать, как объяснять учебные темы таким образом, чтобы они были понятны обучающимся: «К категории знания педагогического содержания я отношу самые употребимые формы представления об идеях, связанных с учебными предметами, самые мощные аналогии, иллюстрации, примеры, объяснения и демонстрации. Другими словами, PCK — это способы репрезентации и формулирования предмета таким образом, что он становится понятным другим. PCK также включает в себя знание того, что делает учебный материал легким или сложным для изучения: представления и предрассудки, которые обучающиеся разного возраста и с разной предысторией приносят на занятия и через призму которых изучают материал. Если предрассудки, как это часто бывает, являются заблуждениями, учителю важно знать педагогические стратегии, которые помогут наиболее продуктивно реорганизовать восприятие обучающихся».

Ли Шульман


Исходя из определения Шульмана, можно выделить 4 основных компонента знания педагогического содержания:

  • репрезентация: аналогии, иллюстрации, примеры, объяснения, демонстрации;
  • что делает изучение определенных тем легким или сложным;
  • уже имеющиеся у обучающихся знания;
  • знание наиболее продуктивных педагогических стратегий.

Британский ученый Артур Норман Геддис в 1993 году ввел в структуру PCK еще один компонент — учебная значимость, то есть способность выделять «большие идеи», которые связывают изучаемую тему в единое целое.

Таким образом, были сформулированы компоненты PCK в каждой изучаемой теме:

 — уже имеющиеся у обучающихся знания;

 — учебная значимость:

  • «большие идеи»;
  • последовательность «больших идей»;
  • необходимые уже имеющиеся представления;

 — что сложнее всего для понимания;

 — репрезентация;

 — педагогические стратегии.

Если говорить более предметно о том, что же такое «большие идеи», то у ученых нет единого принятого определения, но по сути «большая идея» в любом учебном предмете — это сформулированный в одном предложении (фразе, вопросе) образовательный результат, обобщающий определенную область знаний. Это рамка, через которую интерпретируются процессы и явления в определенной области знания. Рассмотрим, как концепция «больших идей» применяется в мировой практике.

Австралия

«Большие идеи» и концепты появляются в образовательных программах отдельных дисциплин и сформулированы на длительный период обучения. На пересечении абстрактных концептов и конкретных «больших идей» появляются тематические блоки данной дисциплины, а также ключевые вопросы, которые меняются в зависимости от года обучения. Кроме того, на основе концептов и «больших идей» формулируются «междисциплинарные приоритеты», отражающие национальные цели Австралии, встроенные в образовательную программу.

ПРИМЕР

Междисциплинарный приоритет «История и культура аборигенов и жителей островов Торресова пролива» состоит из трех ключевых концептов:

  • место;
  • культура;
  • люди.

Ключевой концепт «Культура» включает в себя три идеи:

  1. У аборигенов и жителей островов Торресова пролива есть много языковых групп.
  2. Образ жизни аборигенов и жителей островов Торресова пролива уникальным образом воплощается в их быте, знаниях, мышлении, действиях.
  3. Аборигены и жители островов Торресова пролива относятся к этническим группам, которые первыми заселили Австралию и продемонстрировали устойчивость по отношению к историческому и современному влиянию колонизации.

Обучающиеся изучают, как разные группы выражают свою идентичность, и делают выводы, как принадлежность к группе влияет на восприятие других. Исследование различных источников, в том числе фольклорного характера, позволяет ученикам увидеть события с различных точек зрения и придумать способы изучения и сохранения мест, значимых для аборигенов и жителей островов.

Канада (провинция Британская Колумбия)

Для большинства дисциплин по каждому учебному году сформулированы «большие идеи», предметные компетенции и содержание. Все предметные области основаны на модели «Знаю — Делаю — Понимаю» («большие идеи» — это элемент «Понимаю»).

«Большие идеи» показывают, что обучающиеся поймут к моменту завершения года обучения. Приобретенное понимание становится базой для других «больших идей», которые появятся в следующие годы обучения. Обучение, построенное на концептах, позволяет проводить связи между «большими идеями» — например, через исследование того, как одни и те же понятия функционируют в разных предметных областях.

ПРИМЕР

На 7-м году изучения социальных наук дается тема «От Древнего мира к VII веку». Этой теме соответствуют следующие «большие идеи»:

  • Географическое положение определило зарождение цивилизаций.
  • Религиозные и культурные каноны, сформировавшиеся в течение изучаемого периода, продолжают влиять на жизнь людей.
  • Усложняющееся общественное устройство потребовало новой системы законов и принципов управления.
  • Экономическая специализация и развитие торговых связей могут привести как к конфликтам, так и к продуктивному сотрудничеству.

Вот некоторые предметные компетенции для этого года обучения:

  • различать краткосрочные и долгосрочные, предполагаемые и непредвиденные последствия событий и решений;
  • характеризовать различные исторические периоды, включая периоды прогресса и спада, и определять ключевые поворотные моменты;
  • формулировать этические суждения о прошлых событиях, решениях или действиях.

Сингапур

Общие принципы структурирования образовательных программ сконцентрированы на компетенциях XXI века и не касаются ни концептов, ни «больших идей». Тем не менее концепты и подобие «больших идей» появляются в программах отдельных дисциплин.

ПРИМЕР

При изучении дисциплины «Воспитание характера и гражданское образование» в основной школе содержание структурировано вокруг трех концептов:

  1. идентичность;
  2. отношения;
  3. выбор.

К ним привязаны ключевые утверждения и вопросы, цель которых — направлять обучающихся в процессе развития ключевых понятий. Вместе с тем вся дисциплина включает в себя тематические области (например, «Школа»), и этот способ близок к «большим идеям».

Международный бакалавриат
В программу среднего звена (Middle Years Programme – 11–16 лет) международного бакалавриата введены 6 глобальных контекстов, которые задают направление для познания мира:

  • личность и взаимоотношения;
  • ориентация в пространстве и времени;
  • личное и культурное самовыражение;
  • научно-технические инновации;
  • глобализация и устойчивое развитие;
  • справедливость и развитие.

В рамках программы используются 16 ключевых концептов, которые проходят через все дисциплины: эстетика, связи, форма, перспектива, изменения, творчество, глобальные связи, взаимодействия, коммуникация, культура, идентичность, системы, сообщества, развитие, логика, а также время, пространство, место (входят в один концепт). В тематическом планировании учителю предлагается выбрать одно ключевое понятие, вокруг которого будет раскрываться содержание темы. Дополнительно используются «смежные концепты», скажем, в естественно-научных предметах это энергия, трансформации, функция, движение, баланс, среда, паттерны, последствия, доказательства, модели. Например, тема «Баланс» в биологии раскрывается через такие понятия, как гомеостаз, гормоны, экосистема, круговорот веществ.

Advanced placement – образовательная программа для изучения предмета на углубленном уровне в старшей школе США

В этой системе ключевые концепты, охватывающие все предметные уровни, не используются. Содержание предметов структурировано по иерархии:

  • базовые идеи (4–6 на один предмет, например, «процесс эволюции обеспечивает единство и разнообразие жизни»); ключевые идеи/понимания (understanding), например «ныне живущие организмы связаны между собой общими предками»;
  • базовые знания, то есть знания основных законов и фактов о том или ином предмете, необходимых для его понимания. Иногда для формирования базовых знаний требуется изучить конкретные закономерности, структуры, факты (предметное содержание, обязательное для понимания сути исследуемой идеи, например, «разные на вид организмы имеют общие черты, в том числе на уровне клетки и ДНК»). В других случаях базовые знания могут формироваться на основе примеров.
  • Отдельно стоят предметные умения – «сквозные компетенции»: анализировать данные, формулировать гипотезу, предложить ход ее проверки и т. д.

Как следует из приведенных примеров, «большие идеи» тесно связаны с понятием концептов, поэтому их можно воспринимать в контексте Concept-Based Learning (CBL – обучение на основе понятий, концептный подход). Линн Эриксон, независимый эксперт в области CBL, структурирует знание следующим образом: 

Таким образом, «большие идеи» или концепты обобщают отдельные факты, приводят знания в систему, позволяют понять изучаемый предмет более полно и глубоко, соотнести знания с реальными ситуациями и применить их для решения задач за пределами классной комнаты.
Однако, несмотря на то что в некоторых странах в обучении применяется подход «больших идей» и этой темой в последние два десятилетия серьезно занимаются ученые, специалисты отмечают, что значимости «больших идей» в образовании на сегодняшний день уделяется недостаточно внимания. Выделяют следующие основные вопросы, с которыми сталкиваются учителя, желающие попробовать данный подход на своих занятиях.

  • Как выбрать «большие идеи» и концепты для своего предмета? Линн Эриксон рекомендует идти от малого к большому и начинать с фактов. За образец Линн Эриксон рекомендует брать схему структуры знания. Для начала можно выделить основные темы в изучаемом разделе и фактический контент, который обучающимся необходимо изучить. Факты и темы подскажут, в направлении каких концептов или «больших идей» следует двигаться.
  • Как сформулировать «большую идею»? Она должна быть значимой, умеренно сложной и переносимой в реальную жизнь. Они должна быть сбалансированной – направлять обучающихся и давать возможность самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы.
  • Сколько «больших идей» и концептов должно быть в определенной теме? В зависимости от темы Линн Эриксон рекомендует включать от 5 до 9 «больших идей».

В отечественных школах подход «больших идей» пока не внедрен в образование. Наиболее близко к изучению данной темы в своих исследованиях подошли В.В. Давыдов, разработавший систему «развивающего обучения» на основе усвоения обобщенных понятий и способов деятельности; И.Я. Лернер в контексте проблемного обучения (выделение ключевых проблем и продумывание динамики их разворачивания); Ю.В. Громыко, создавший методические разработки организации обучения через базовые метапредметные понятия. «Содержательные обобщения» появляются в разработках методик обучения психологической школы Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. Однако в массовую школу целостный подход «больших идей» пока так и не вошел. 

«Большие идеи» рассматриваются как полезный подход во многих аспектах: они помогают учителям более эффективно планировать отдельные уроки и целые темы, параллельно вводить в обучение несколько тем. «Большие идеи» помогают обучающимся связывать воедино различные виды учебной деятельности и видеть в них цель, отслеживать свое обучение и расширять понимание изучаемых предметов.