Не умеешь – берись! Кому подходит обучение через опыт

13 августа 2021 г.

Стоя на пороге чего-то нового и неизведанного, люди могут испытывать разные эмоции: кто-то полон энтузиазма и предвкушения, а кто-то испытывает стресс и дискомфорт, ведь статус начинающего в какой-либо области может не только вдохновлять на свершения, но и демотивировать. И все же есть мнение, что самые лучшие уроки мы извлекаем из своего собственного опыта, и именно об обучении на основе опыта сегодня и пойдет речь.

За примерами того, как можно в одночасье встретиться лицом к лицу с новыми для себя обстоятельствами, к которым ты не совсем готов, далеко ходить не нужно. Пандемия коронавируса с немыслимой скоростью массово погрузила общество в онлайн-среду, и к изменению рабочих процессов оказались подготовлены далеко не все. Многие столкнулись с необходимостью приобретения новых навыков и с новыми вызовами. Тяжелый удар приняли на себя школы. Помимо того, что учителям, родителям и обучающимся пришлось в экстренном порядке осваивать различные технические тонкости, связанные с организацией дистанционного обучения, некоторые учителя испытали дополнительный стресс от вмешательства родителей в онлайн-уроки. В результате низкий уровень цифровой грамотности учителей, стресс и демотивация привели к тому, что, например, в Великобритании большое количество учителей задумались об уходе из профессии. Могло ли все пойти иначе, если бы люди изначально по-другому подходили к новым вызовам? Возможно.

Для того чтобы начинать что-то новое и справляться с новыми обстоятельствами, требуется в первую очередь уметь переносить дискомфорт от того, что в чем-то вы еще новичок. Здесь и проявляется важность experiential learning, или обучения на основе опыта, – это процесс активного вовлечения в новый опыт, который приведет к получению новых знаний или развитию навыков. Обучение через опыт отличается от традиционного тем, что учитель сначала погружает учеников в какое-либо занятие и только затем просит осмыслить полученный опыт. В традиционном обучении, напротив, учитель сначала дает информацию, которую обучающимся предстоит выучить, а затем они должны найти способы применить полученные знания.

Знание того, как в школе учатся через приобретение нового опыта, может помочь любому человеку, который сталкивается с дискомфортом от обучения новому. Чтобы обратить опыт в обучение, требуется научиться рассуждать, то есть критически осмыслять полученный опыт и информацию для выделения смысла. Именно осмысление является важнейшим аспектом обучения через опыт.

Дэвид Аллен Колб, американский теоретик в области образования взрослых, иллюстрировал обучение через опыт простым примером: езда на велосипеде. Первой стадией обучения является конкретный опыт: вы садитесь на велосипед и пытаетесь ехать, крутить педали, рулить и т. д. Этот опыт становится основой для последующего осмысления: что получилось хорошо, а что не очень. Далее наступает время абстрактной концептуализации, то есть размышления о том, как добиться лучших результатов при следующей попытке. И наконец, активный эксперимент: вы снова садитесь на велосипед и пытаетесь ехать, улучшая свои навыки с учетом ранее полученного опыта и его осмысления. И хотя навыки критического мышления, анализа, разрешения трудностей и принятия решений больше развиты у взрослых, упрощенную схему «опыт – осмысление – эксперимент» можно отнести к обучению детей.

Еще один простой пример – это посещение зоопарка, где дети сразу увидят животных и птиц, узнают о повадках и рационе тех или иных зверей. В дальнейшем при более детальном изучении животных на занятиях в классе дети всегда смогут обратиться к своему опыту похода в зоопарк. 

Во время изучения горных пород один педагог, преподающий естественные науки, принес образцы вулканических и метаморфических горных пород для того, чтобы дети могли их осмотреть, пощупать, понюхать. От этого опыта дети будут отталкиваться, изучая образование различных горных пород. 

На иллюстрации ниже ребенок изучает страны Азии, складывая большой пазл, получая таким образом первое конкретное представление о расположении стран относительно друг друга.

Кейт Уэйлен из университета Макмастера (канадский государственный научно-исследовательский университет) долгое время занимается вопросами обучения через опыт. В одном из своих исследований она обнаружила, что многие обучающиеся описывают осмысление как «позитивный вызов». Осмысление и позитивный вызов помогают нам учиться и добиваться успеха.

Кейт Уэйлен отмечает, что обучение не будет эффективным, если обучающемуся необходимо познать то, что кажется труднодостижимым или недостижимым, и при этом у него нет опыта, от которого можно оттолкнуться. Однако, если обучающийся воспринимает новый вызов как трудный, но достижимый и обладает некоторым опытом, который можно осмыслить и извлечь из него пользу для себя, это может стать стимулом к дальнейшему обучению и осмыслению нового опыта. На этом этапе важную роль играет так называемый скаффолдинг (от англ. scaffolding – строительные леса). В строительстве леса помогают рабочим подняться на новую высоту. В образовании термин «скаффолдинг» обозначает поддержку педагога, которая помогает обучающимся добиться прогресса и совершенства в том, что они изучают. Скаффолдинг тесно связан с концепцией «зоны проксимального (ближайшего) развития» Льва Выготского. Выготский определял зону проксимального развития ребенка как задачи, которые тот еще не в состоянии выполнить сам, но может выполнить при содействии взрослого. В школе этим взрослым является учитель, а содействием и поддержкой (теми самыми строительными лесами) со стороны педагога могут стать его знания и ресурсы.

Осмысление полученного опыта может помочь быстрому развитию сознательной (осознанной) компетентности, то есть приобретению новых навыков и знаний, применению их на практике и обретению уверенности в том, что с новыми задачами или работой можно справиться, контролируя свои действия.

Сознательная компетентность является последним шагом на пути к бессознательной компетентности, заключительному этапу обучения, когда навык становится прочно интегрирован в поведение. Возвращаясь к примеру с велосипедом, на этом этапе вы садитесь и едете, не думая о том, как крутить педали, нажимать на тормоз и т. д.  

Тем не менее не следует думать, что обучение на основе опыта может полностью заменить традиционное. У него есть четко очерченные рамки. Например, при изучении литературы, истории, философии обучение через опыт будет малоэффективным, поскольку подобные предметы не предполагают формирования или развития у обучающихся конкретных, применимых в реальной жизни навыков. 

Взрослые, без сомнения, сталкиваются с куда более сложными вызовами, чем школьники. И вместе с тем им намного проще учиться на собственном опыте, ведь он, во-первых, гораздо обширнее детского, во-вторых, у взрослых уже хорошо развиты навыки критического мышления, и, в-третьих, они точно смогут использовать полученные навыки в жизни или работе. Кейт Уэйлен рекомендует всем, кто собирается начать изучение чего-то нового, применять полезные практики:

  • Четко обозначить для себя, что вы уже знаете и что вам нужно узнать. Чтобы отвечать на новые вызовы, необходимо эффективно использовать уже имеющиеся знания и ресурсы.
  • Поразмыслить над прошлым опытом. Понять, как он может помочь сориентироваться в новой ситуации, какие уроки из прошлого можно применить в текущий момент.
  • Прислушаться к себе. Подумать о том, как чувства, которые вы испытываете относительно нового начинания, могут помочь или воспрепятствовать вам.
  • Взглянуть на вещи со стороны. Абстрагироваться от ситуации, как будто вы просто сторонний наблюдатель. Понять, что полезного можно извлечь для себя с этой точки зрения.
  • Составить план. Для четкой постановки целей необходимо ответить на следующие вопросы: 
  1. Каковы мои дальнейшие шаги?
  2. Какой итог я ожидаю и какие чувства испытаю?
  3. Что может нарушить мой план и что я сделаю, чтобы меня это не остановило? 

Вне зависимости от того, какая задача перед вами стоит, Кейт Уэйлен считает, что к любому новому опыту следует относиться как к благоприятной возможности чему-то научиться и что нужно смело встречать дискомфорт от статуса новичка, ведь в итоге это обернется получением новых знаний и навыков.