Like, comment, share: учителя в социальных медиа
20 мая 2021 г.
Тенденции развития социальных медиа указывают на то, что внедрение виртуального общения в образовательный процесс неизбежно, и это касается не только коммуникации между учителями и учениками, но и взаимодействия в учительском сообществе. Рассмотрим, как присутствие в интернете может помочь педагогам в профессиональном развитии, обмене опытом и практиками, а также разберем несколько конкретных примеров.
Для начала остановимся на том, почему учителям желательно использовать социальные медиа:
- Это полезно при поиске работы. По статистике, 1/3 рекрутеров используют социальные сети для поиска новых кадров. Лидируют Facebook, Twitter, LinkedIn. Если учитель заинтересован в работе в конкретной школе, то, подписавшись на страницы школы в социальных сетях, можно отслеживать появление новых вакансий.
- Это необходимо для профессионального развития. Подписываясь на интересных людей, общаясь в социальных сетях и на образовательных форумах, находя единомышленников, можно не только получить новую мотивацию для работы в уже известном поле образования, но и подумать о расширении своей педагогической деятельности.
- Это бесконечный источник для вдохновения. Многие учителя делятся с коллегами интересными идеями в социальных сетях и на форумах, выкладывают полезные материалы в открытый доступ или даже продают их (например, на сайте TeachersPayTeachers). Учителя, развивающие свои сайты или блоги или желающие начать это делать, могут заглянуть в Teacher Blog Traffic School. Не хватает вдохновения и идей для урока? Даже пролистывание картинок на Pinterest с большой долей вероятности натолкнет на свежую и интересную мысль.
- Так можно найти новых друзей. Статистика показывает, что люди чувствуют себя все более и более одинокими, и при этом все «ходят, уткнувшись в телефоны». Хорошо, так давайте же извлекать из этого выгоду. В социальных сетях можно подружиться с коллегами и единомышленниками и затем перевести общение из виртуального в реальное. Платформа Meetup дает возможность вступать в группы по интересам для совместного творчества, дискуссий и т. д.
- Это поможет в выполнении главной роли учителя. Если некоторые учителя еще могут сомневаться в пользе социальных сетей, будьте уверены – ученики таких сомнений не имеют. Все «поколение Z» подчинено социальным медиа, хорошо это или плохо. И это может стать подспорьем для учителя. Через социальные сети легко узнать о том, чем живет и дышит молодежь, составить об учениках более целостную картину, понять, как говорить с ними на одном языке. Это не означает, что обязательно добавляться к ученикам в друзья. Напротив, перед использованием социальных сетей следует проверить, существуют ли локальные правила, регулирующие этот аспект, заручиться согласием родителей и соблюдать ряд мер, призванных обеспечить защиту приватности учеников.
Активность педагогов в интернет-пространстве значительно возросла во время пандемии Covid-19. Переход на дистанционный формат обучения способствовал освоению множества новых технологий работниками сферы образования. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного исследовательским центром EdWeek (США) в марте этого года. Почти половина учителей из 386 опрошенных заявили, что их умение использовать технологии «значительно улучшилось» в 2020-2021 учебном году. Только 13% указали, что их умение пользоваться технологиями осталось прежним или ухудшилось.
Кроме того, уменьшился процент педагогов, скептически относящихся к внедрению технологий в образовательный процесс. Из 855 опрошенных учителей, директоров школ и управляющих школьными округами почти 60% заявили, что за последний год их мнение о технологиях в образовании изменилось к лучшему.
Во время пандемии многие учителя открыли для себя социальные сети с новой стороны. К примеру, инструментом профессионального развития педагогов стал англоязычный сегмент Твиттера. Используя хештеги (создан специальный гид по хештегам в сфере образования, призванный помочь новичкам на платформе), любой учитель может быстро найти для себя практические идеи, креативные решения для преподавания той или иной темы, обменяться полезными ресурсами с другими учителями, а также зарядиться энергией, послушав мотивационных спикеров.
В пик пандемии Covid-19, весной-летом 2020 года, когда большинство стран училось дистанционно, в Америке появился новый тренд в образовании — битмоджи. С помощью одноименного приложения учителя создавали свои аватары, а затем помещали их в «виртуальные классы» на сервисе «Google Презентации». Битмоджи позволили многим учителям разнообразить дистанционные занятия, наглядно объяснять материал, повысить интерес учеников к предмету и вовлечь их в обучение с использованием цифровых технологий.
Вскоре в социальных сетях Twitter, Instagram и Facebook учителя стали делиться между собой ссылками на свои виртуальные классы, наполненные разными кликабельными предметами и даже целыми библиотеками. Виртуальные библиотеки выглядят как книжные полки: кликнув на изображение определенной книги, ученики переходят по ссылке, ведущей на видеоролик, электронную книгу или другой образовательный ресурс. Такие библиотеки приобрели большую популярность среди американского учительского сообщества.
Социальные медиа – важный инструмент психологической поддержки учителей, особенно в период пандемии, когда полностью поменялся подход к обучению. По данным исследования, проведенного Санкт-Петербургской Академией постдипломного педагогического образования и опубликованного на международном портале www.researchgate.net в октябре 2020 года, среди причин, вызывающих стресс и повышающих тревожность, учителя называют следующие:
- 67% – в разы выросло количество времени, проводимое за компьютером, в результате учителя стали испытывать ухудшение физического состояния;
- 56% – низкая компьютерная грамотность;
- 38% – качество дистанционных образовательных услуг;
- 34% – необходимость изменить подход к системе оценки;
- 32% – низкая мотивация учеников.
Одними из лучших способов борьбы со стрессом учителя считают общение с друзьями (48%) и юмор (43%). Но если друзья далеки от вопросов, связанных с профессией, тогда педагогов лучше всего поймут коллеги. На популярном сайте Reddit существует огромный раздел Teachers (на данный момент в нем более 200 000 участников), в котором учителя могу поделиться своими проблемами, попросить совета, рассказать историю из практики и получить поддержку от коллег и неравнодушных пользователей со всего мира. Кроме того, на сайте много смежных преподавательских сообществ. Учительские сообщества есть и на Facebook, и в Instagram. Используя хештеги #helpteachers #supportteachers и т. д., к примеру, в Instagram, можно увидеть тысячи постов в поддержку учителей и понять, что, несмотря на все трудности, они не остаются один на один со своими проблемами. Сообщество на Reddit, однако, дает учителям больше приватности, поскольку общаться в нем можно, используя только вымышленный никнейм, а не аккаунты с реальными данными, как в социальных сетях.
Что касается русскоязычных аналогов средств массовой информации для педагогов, то среди полезных и востребованных ресурсов рунета стоит выделить Педсовет. Сайт направлен на объединение учителей из разных точек страны: на нем каждый педагог может одновременно стать и автором, и экспертом, получить обратную связь, совет или оценку своей деятельности и ее результатов.
Такие же цели преследует и наша Академия, поэтому учителя всех школьных дисциплин могут свободно посетить организуемые Академией онлайн-мероприятия. Еженедельно в течение учебного года Академия Минпросвещения проводит вебинары серии «Учительская Академии». В ходе вебинаров приглашенные спикеры – учителя дают ответы на самые актуальные вопросы о ведущих трендах в области школьного образования России и мира, новых способах организации уроков и внеурочных занятий, взаимосвязи школьных предметов, построении эффективного взаимодействия с учениками, подготовке к итоговой аттестации, использовании в работе разнообразных ресурсов.
Также на базе Академии Минпросвещения проводятся онлайн-заседания Дискуссионного клуба, в которых принимают участие учителя, заместители директоров и директора общеобразовательных организаций из разных уголков страны. Для того чтобы подключиться к обсуждению волнующих педагогическое сообщество вопросов, достаточно отправить заявку на электронную почту Академии. Помимо этого, Академия Минпросвещения ведет разработку первой профессиональной социальной сети для учителей «Горизонт».
В заключение важно сказать, что ведение социальных медиа и работа с ними – дело непростое. Это накладывает на пользователя (в особенности на учителя) определенную ответственность, требует вовлеченности, грамотного планирования и, конечно же, времени. Однако профессия учителя предполагает непрерывное развитие, и присутствие в интернете поможет педагогу расширить знания, добиться успеха в профессии, стать лидером мнений.