5 августа 2021 г.

Знания или опыт: что важнее для обучения взрослых?

Каждый учитель в разные периоды своего профессионального развития оказывается в роли ученика. Кто и как должен его учить? Какие формы обучения эффективны? Что представляет собой современная андрагогика? На эти и другие вопросы ответили участники очередного вебинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» – представители педагогических вузов, региональных институтов развития образования и Академии Минпросвещения.

Светлана Минюрова, ректор Уральского государственного педагогического университета, отметила, что взрослый человек, приступая к учебе, осознает свою ответственность за это решение. Конечно, для него имеют значение внешние стимулы – ожидаемая прибавка к зарплате или повышение по службе, но внутренние факторы – понимание необходимости изменений, желание научиться решать сложные задачи в профессии – гораздо важнее. Взрослый человек сам ставит перед собой задачи и видит перспективу.

В основе андрагогики лежит идея учета опыта слушателя, но иногда именно опыт является барьером на пути его дальнейшего развития, считает директор Института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского Ирина Тарханова. По ее мнению, в работе со взрослыми необходимо использовать кейсы, микрообучение, когда знания приобретаются с помощью небольших фрагментов информации, а также критическое переосмысление профессионального опыта при участии тьютора.

Людмила Нугуманова, ректор Института развития образования Республики Татарстан, убеждена, что в системе повышения квалификации должны работать наставники-андрагоги, умеющие применять принципы обучения взрослых. В институте разработали программу подготовки таких наставников, и она пользуется популярностью. В ходе опросов педагогов был определен обобщенный образ наставника – женщина от 45 до 50 лет с активной жизненной позицией, умеющая представить свой профессиональный опыт и опираться на опыт слушателей.

Ирина Патронова, директор Института развития образования Орловской области, предложила Академии Минпросвещения заняться подготовкой андрагогов в субъектах Российской Федерации и в масштабах страны, поскольку таких специалистов, пользующихся спросом у самых разных слушателей, пока недостаточно. В Орловской области есть опыт создания андрагогической образовательной среды, которая дает человеку комплекс возможностей для обучения. Речь идет в том числе о самостоятельной учебе и не только по тем программам, которые предлагаются обучающемуся.

Наталья Пономарева, директор Института развития образования Иркутской области, отметила, что в России андрагогов готовят в основном в магистратурах педагогических вузов, а, например, в Чехии этим занимаются философские факультеты классических университетов. Получается, что андрагог – это более широкий и глубокий специалист, чем просто педагог дополнительного профессионального образования. Остается открытым вопрос, можно ли считать андрагогом специалиста без профессионального опыта.

И.о. директора Академии Минпросвещения Павел Кузьмин заявил, что андрагогика в системе повышения квалификации педагогов имеет ряд особенностей. Тот, кто их учит, должен не только обладать навыками работы со взрослыми людьми, но и уметь повышать их мотивацию – показывать дефициты, которые у них есть. Каждый педагог априори считает, что обладает необходимыми знаниями и умениями, так что андрагогу вдвойне сложнее – нужно не только принести что-то новое, но и мотивировать человека это новое взять. Так что заявленная тема актуальна, нужно продолжать с ней работать.

Подводя итоги обсуждения, президент Академии Минпросвещения Исаак Калина подчеркнул, что движущей силой учения человека в любом возрасте являются его мотивы. Если у подростков познавательные мотивы бывают важнее социальных, то у взрослого человека наоборот – социальные мотивы всегда важнее. Поэтому система повышения квалификации и профессионального развития должна вырабатывать реалистичные, но эффективные предложения региональным министерствам образования и, возможно, федеральному министерству по повышению мотивации взрослых обучающихся. Иначе наша стройная и грамотная система «повиснет в воздухе» без фундамента.

«Классики андрагогики говорили, что взрослый ученик не будет браться за изучение чего-либо, пока не поймет, зачем ему это нужно. Наша задача – сначала показать людям, как обучение улучшит качество их жизни, поможет справиться с реальными задачами, и тогда, наверное, оно будет гораздо эффективнее», – считает Исаак Калина.

По его мнению, очень трудная задача обучения взрослых – помочь им «оторваться» от своего опыта, пусть даже он является замечательным и нужным, потому что опыт и новые знания – это разные понятия. Мотив слушателя – стать умнее, а не опытнее, не зря же поэт назвал опыт «сыном ошибок трудных».

«Опыт – это о том, как надо было действовать вчера, а я хочу еще уметь эффективно действовать завтра и послезавтра. Необходимо наших взрослых учеников настраивать на эффективность в будущем. Для андрагогики характерна опора на опыт обучающихся, но это лишь одна ее сторона, потому что опыт может быть горючим для движения вперед, но может быть и очень тяжелым якорем для стоянки на месте», – подчеркнул президент Академии.