2 февраля 2022 г.

Ядро высшего педагогического образования позволит одинаково хорошо готовить учителей во всех педвузах страны

Основной темой очередного вебинара Академии Минпросвещения России «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» стали вопросы практического внедрения в 2022 году ядра высшего педагогического образования. 

Академия Минпросвещения России является федеральной площадкой, обеспечивающей согласование подходов к профессиональному развитию педагогов: от получения педагогического образования до повышения квалификации. До недавнего времени в педагогических вузах не было единообразия учебных программ, и выпускники разных вузов страны могли обладать абсолютно разными компетенциями. Сегодня эта задача в системе высшего профильного образования практически решена за счет внедрения ядра педагогического образования. Для системы дополнительного профессионального образования – это новый документ, который требует обсуждения единых подходов к содержанию практической, методической и предметной подготовки педагогов, к условиям реализации в любом вузе страны. 

Директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России Андрей Милехин отметил: «Ядро высшего педагогического образования – это методические рекомендации, основные требования к содержанию и структуре образовательных программ, по которым будут одинаково хорошо готовить учителей в педагогических вузах нашей страны». 

Людмила Трубина, проректор по учебно-методической работе Московского педагогического государственного университета, рассказала об участии вуза в формировании единого образовательного пространства подготовки педагогов за счет внедрения ядра педагогического образования, которое является профессиональной конвенцией, принятой педвузами страны. 

Важно отметить, что при разработке ядра высшего педагогического образования использовались определенные методологические принципы: общие подходы к содержанию, результатам и условиям реализации; единые профессиональные компетенции с учетом ФГОС, программ школьных предметов, новых учебников; инвариантная часть подготовки. При этом новой фундаментальностью педагогического образования становится гармонизация различных компонентов подготовки учителя в интересах развития общего образования, актуальных задач воспитания и развития личности. 

Уже сегодня в педвузах ведется большая работа по практическому внедрению с 1 сентября 2022 года ядра педагогического образования, включающего унифицированный учебный план и 24 рабочие программы предметно-методических модулей. 

Ядро высшего педагогического образования является ориентиром для обновления педагогических программ всех уровней и включает семь следующих модулей: социально-гуманитарный, коммуникативно-цифровой, здоровьесберегающий, модуль учебно-исследовательской и проектной деятельности; психолого-педагогический, модуль воспитательной деятельности, предметно-методический. Указанные модули могут также использоваться при реализации дополнительных программ повышения квалификации педагогов. 

Опыт работы педагогического технопарка «Кванториум» представила Людмила Мокрецова, ректор Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина. Новый технопарк, оснащенный самым современным оборудованием, работает в вузе около двух месяцев, и здесь проводятся занятия для школьников, студентов, а также курсы повышения квалификации естественно-научной и технологической направленностей для учителей школ.

Посмотреть полную версию вебинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» можно по ссылке.

Подписывайтесь на YouTube-канал Академии Минпросвещения России.