В здоровом теле – здоровый дух! Как спорт помогает в учебе?

8 октября 2021 г.

Многие из нас помнят или как минимум слышали, как популярна была утренняя зарядка в Советском Союзе: под ежедневную радиопрограмму «Утренняя гимнастика» занимались все от мала до велика. Сегодня многие страны мира активно популяризируют спорт, особенно в среде детей и подростков. Так, в России создается сеть школьных спортивных клубов на базе школ, тренеры детско-спортивных школ привлекаются к работе в системе общего образования, совершенствуются учебные программы. Обратимся к опыту других стран.

В феврале 2021 года на уроке физкультуры в одной из парижских школ был замечен министр просвещения Франции Жан-Мишель Бланкер, принимавший активное участие в разминке наравне с учениками. Фотографии и видео урока, в скором времени опубликованные в сети, приковали внимание широкого круга пользователей. Именно такую реакцию и ожидало правительство, которое поддерживает повышение роли спорта в школах.

В отчете Национального агентства по безопасности здоровья (ANSES) Франции утверждается, что две трети подростков в возрасте от 11 до 17 лет находятся в группе высокого риска по заболеваниям, вызываемым недостаточной физической активностью. В то же время Всемирная организация здравоохранения рекомендует детям в возрасте от 5 до 17 лет заниматься физическими упражнениями не менее одного часа в день. 

Учитывая актуальность проблемы, Министерство национального просвещения Франции официально заявило, что «хорошее здоровье – фундамент хорошего обучения», и поручило профильным организациям принять соответствующие меры. 

Одной из реализованных мер стала инициатива Кретейской академии (Académie de Créteil) при поддержке Оргкомитета летних Олимпийских игр 2024. Совместными усилиями в ноябре 2020 года организации запустили масштабную акцию в начальных классах 21 школы. Проект включает ежедневные занятия детей спортом продолжительностью до 30 минут вместо 2-3 уроков в неделю. При этом все упражнения выполняются в комфортном для ребенка темпе, без оценивания. В конце каждого занятия ученики делятся впечатлениями с учителями: что им нравится или не нравится, что им показалось сложным, устали ли они или, наоборот, что-то далось им слишком легко. 

Многочисленные исследования доказали пользу введенной во Франции инициативы. Так, например, исследователи из Женевского университета (UNIGE) в Швейцарии протестировали учеников от 8 до 12 лет из восьми женевских школ: дети должны были пробежать с ускорением, после чего им предлагалось выполнить несколько заданий. В процессе выполнения заданий отмечались скорость и точность ответов участников. Полученные данные продемонстрировали, что дети с хорошей физической подготовкой получают более высокие оценки по математике и французскому языку. Дело в том, что занятия спортом улучшают ряд когнитивных функций, отвечающих за многозадачность, гибкость мышления и память, что может позитивно влиять на успеваемость в школе. 

К таким же выводам пришли эксперты Центра по контролю и профилактике заболеваний США, Иллинойского и Хальмстадского (Швеция) университетов. Более того, организация ADDitude (США), работающая с детьми с синдромом дефицита внимания, отметила, что регулярные занятия спортом помогают в формировании новых нейронов мозга, и теперь использует физические нагрузки как один из видов терапии.

Помимо этого, исследования показывают, что регулярная физическая активность может даже способствовать решению одной из насущных проблем в образовании: сокращению разрыва в успеваемости учеников из неблагополучных и благополучных семей. Исследования Кембриджского университета подтверждают, что у детей, которые регулярно занимаются физкультурой, более развит самоконтроль, что может помочь им в обучении. Особенно выраженное положительное влияние отмечается среди детей из неблагополучных семей. В связи с этим Кембриджский университет предлагает школам наладить сотрудничество со спортивными клубами и создать целевые программы для детей из неблагополучных семей. 

Недавно введенные во Франции ежедневные 30-минутные занятия для детей получают положительные отзывы. Жан-Марк Серфати, инспектор спортивного образования в Кретейской академии, отмечает: «Мы ежедневно поддерживаем связь с участвующими в проекте школами, и мы уже увидели преимущества для детей и учителей. Дети абсолютно не против. Они лучше работают в классе и концентрируются, так как ждут подвижных игр после уроков». Серфати надеется, что эксперимент продолжится и распространится на большее количество школ: «Прося детей сидеть за партами бóльшую часть дня, мы поощряем их быть неактивными. Полчаса упражнений в день – это способ разрушить эту привычку и привить ученикам любовь к спорту». 

Помимо 30 минут ежедневных занятий спортом, проект также предполагает введение уроков плавания и вождения велосипеда для учеников 6-11 лет. На этих занятиях дети с раннего возраста научатся комфортно чувствовать себя в воде и уверенно плавать, ездить на велосипеде, а также будут знать дорожные знаки и правила дорожного движения. Введение таких занятий в рамках школьной или внешкольной деятельности планируется к 2022 году. 

Директор одной из школ, где ввели ежедневные физические упражнения в начальных классах, очень положительно отзывается о данной инициативе. По ее словам, школьный двор разделен между всеми классами, и за каждым классом закреплено отдельное время для упражнений. Так дети не мешают друг другу, а занятия получаются максимально эффективными. «Когда урок начинается после перемены или тем более посещения столовой, дети зачастую немного неусидчивы. Но после этих занятий спортом они абсолютно спокойны. Всего 15–30 минут упражнений дают такой эффект. Раньше, чтобы успокоить класс, учителя тратили уйму времени, а сейчас все успокаиваются моментально». 

Проблемой малоподвижного образа жизни детей и подростков обеспокоены во многих странах мира. Еще в 2017 году большинство членов шведского Парламента (Riksdag) призывали правительство увеличить количество часов физкультуры для детей до 15 лет на 100 часов. Правительство не согласилось с таким резким увеличением нагрузки, но все же ввело на несколько часов больше физкультуры в учебную программу, а также попросило разнообразить физические нагрузки в школе, добавив, например, аэробные (низкоинтенсивные) упражнения перед экзаменами или прогулки в школьном дворе во время перемен. 

Организация занятий физкультурой в школах Швеции относится к компетенции директора конкретного образовательного учреждения, и некоторые предлагают достаточно нестандартные решения. Так, одна школа в Уппсале предложила своим обучающимся крутить педали на велотренажерах, пока они читают или пишут. По результатам эксперимента, после физической активности во время чтения или письма дети демонстрировали лучшие результаты в учебе. 

Правительство Франции намерено продолжать политику внедрения здорового и активного образа жизни, особенно среди школьников. Министр просвещения Жан-Мишель Бланкер, участвовавший в одном из уроков физкультуры вместе с детьми, заявил: «Ценности спортсменов совпадают с ценностями республики: это уважение к другим, усердие, самоотдача. Мы хотим укрепить роль спорта в школе, чтобы мотивировать детей к физической активности с раннего возраста, поддерживать равные возможности развития и поощрять успехи обучающихся».