26 июля 2021 г.

Управленцы из Оренбургской области изучили эффективные механизмы и опыт поддержки школ в крупнейшем регионе Урала

На стажировке в Свердловской области, организованной Академией Минпросвещения, управленцы из Оренбургской области изучили эффективные практики поддержки школ, которым пока не удается продемонстрировать высокие образовательные результаты. Что удалось позаимствовать у коллег и чем был дополнен их опыт, рассказал заведующий отделом образования Администрации Матвеевского района Оренбургской области Сергей Даньшов.

Заслуживает внимания управленческая муниципальная модель превентивной и адресной поддержки школ. В ее основе – анализ особенностей каждой школы, ее коллектива, учеников, окружающего социума. Коллеги отказались от простого переноса управленческих моделей из более успешных образовательных организаций, исключив саму возможность формирования у школ «иждивенческой» позиции. Сделана ставка на выявление их возможного потенциала и скрытых ресурсов.

Какие же меры поддержки школ показались нам наиболее эффективными, а главное – приемлемыми для использования в Матвеевском районе Оренбургской области?

Во-первых, это сетевое взаимодействие образовательных организаций. Формируя свою индивидуальную образовательную траекторию, ученик не должен ограничиваться рамками одной школы – необходимо использовать возможности других школ. Во-вторых, наставничество. У директора школы, которой пока не удалось продемонстрировать высокие образовательные результаты, может появиться консультант (наставник) – его коллега из более успешной школы. В-третьих, участие муниципальной методической службы в работе школы – адресная помощь педагогам. В-четвертых, повышение уровня заинтересованности родительской общественности и участия родителей в жизни школы. Кроме того, в Свердловской области ключевым направлением работы педагогических коллективов стало выявление и развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.

На первый взгляд, этот перечень мер может показаться исчерпывающим, универсальным для каждого муниципального образования. Но, уже вернувшись в Оренбургскую область, обсуждая в педагогических коллективах опыт коллег, мы решили дополнить предложенную модель с учетом наших региональных и муниципальных особенностей.

Начнем с того, что в системе образования Оренбургской области широко используется региональный казачий компонент – в школах открыты казачьи классы, дети участвуют в работе казачьих объединений и клубов. Это важный элемент патриотического, духовно-нравственного воспитания, и он может сыграть важную роль в повышении учебной мотивации детей.

Еще одним фактором, который улучшит результаты работы школы, мы считаем обращение к наследию педагогов-новаторов. Наши учителя изучают труды Василия Сухомлинского – создателя уникальной педагогической системы, в центре которой находится ребенок. Его подходы можно использовать, например, для создания и сплочения педагогических и ученических коллективов.

И конечно, в нашей муниципальной модели поддержки школ большое внимание уделяется повышению квалификации педагогов и управленцев – взаимодействию с Оренбургским государственным педагогическим университетом, Региональным центром развития образования (РЦРО) Оренбургской области.

Уже сегодня совместно с представителями вузов, РЦРО, педагогической общественностью мы помогаем школам в совершенствовании управленческих, методических и педагогических стратегий; используем потенциал ассоциаций учителей-предметников, региональных и муниципальных стажировочных площадок для адресной поддержки руководителей школ, педагогов, а также учеников и их родителей.

В этой ситуации для достижения искомых показателей ставим перед собой следующие задачи:

– создание нормативно-правовой базы, необходимой для поддержки общеобразовательных организаций, в том числе определяющей регламент сетевого взаимодействия в организуемом процессе;
– определение, совместно с представителями вузов, ГБУ «РЦРО», педагогической общественности содержания управленческих, методических и педагогических стратегий для реализации в конкретной образовательной организации;
– поиск и отбор имеющихся ресурсов, отражающих возможности муниципалитета и самой образовательной организации, в том числе на основе межсетевого взаимодействия с возможными партнерами;
– оказание информационного, консультационного и научно-методического сопровождения участников образовательных отношений образовательной организации, которой оказывается адресная поддержка, в ходе осуществления управленческих, методических и педагогических стратегий, в том числе при поддержке региональных ассоциаций учителей-предметников, региональных и муниципальных стажировочных площадок;
– реализация управленческих и педагогических инициатив коллектива общеобразовательной организации на основе межпроектного взаимодействия;
– оценка эффективности оказанных мер поддержки, в том числе с точки зрения их устойчивости;
– выявление и презентация уникальных практик, отражающих реализацию управленческих, методических и педагогических стратегий.

Уверен, что наша системная и целенаправленная работа с учетом опыта свердловских коллег поможет достичь поставленных целей в развитии муниципальной системы образования.