17 февраля 2022 г.

Российские регионы используют эффективные модели внедрения обновленных ФГОС

Каскадную модель подготовки педагогов к реализации обновленных ФГОС обсудили участники семинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы», который состоялся в Академии Минпросвещения России 15 февраля. 

Татьяна Расташанская, начальник Управления развития дополнительного профессионального образования Академии Минпросвещения России, рассказала о том, что в конце 2021 года на базе Академии в очном и дистанционном режимах прошли подготовку к внедрению обновленных ФГОС представители региональных систем дополнительного профессионального образования (ДПО): управленческие команды из институтов развития образования (ИРО), институтов повышения квалификации (ИПК) и центров непрерывного повышения профессионального мастерства (ЦНППМ). Обучение прошли 1 425 человек из 80 субъектов РФ. 

На сегодняшний день сформирован контент для обучения специалистов региональных систем дополнительного профессионального образования и школьных команд. С 1 февраля обучающий контент доступен для скачивания всем региональным организациям дополнительного профессионального образования. В каждом субъекте определены региональные представители, отвечающие за работу с обучающим контентом. При этом самый важный, ключевой элемент каскадной модели внедрения обновленных ФГОС – это именно обучение педагогов в субъектах Российской Федерации. 

На текущем этапе Академия Минпросвещения России приступает к реализации второй ступени каскадной модели – обучению методических служб. Для методистов муниципальных методических служб, системы ДПО и специалистов, которые осуществляют методическое сопровождение внедрения обновленных ФГОС, 21 февраля стартует специализированная программа – «Введение обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО: подготовка кадров». На программу уже записалось более 6 тыс. методистов. Информация о программе, которая продлится до 23 марта, размещена на сайте Цифровой экосистемы ДПО. 

Партнером Академии Минпросвещения России по разработке каскадной модели подготовки педагогов к реализации обновленных ФГОС выступил Институт стратегии развития образования Российской академии образования (ИСРО РАО). Дмитрий Метелкин, заместитель директора ИСРО РАО, выступая на вебинаре, отметил: «Обновленные ФГОС не меняют методологических подходов к содержанию образования. В них фиксируется приверженность системы деятельностному подходу и тем инструментам достижения метапредметных результатов, которые зафиксированы в нормативных документах». 

Ключевая особенность обновленных ФГОС – это фиксация развернутых и детализированных требований к предметному содержанию, метапредметным и личностным результатам. Примерные рабочие программы, разработанные в рамках обновленных ФГОС, станут важной задачей, требующей проработки со стороны педагогов и методистов, профессионального сообщества в целом. 

Региональные модели внедрения обновленных ФГОС представили ректор Института развития образования Калининградской области Лилия Зорькина и Светлана Тренихина, ректор Института развития образования Свердловской области. 

Переход на обновленные ФГОС в Калининградской области – это не только важная государственная задача, но и возможность для региональной системы образования изменить учебный процесс в школах и перейти к существенно обновленным результатам, закрепленным в обновленных стандартах. Такой переход возможен только при условии командной работы на уровне региона, школы и, конечно, ИРО совместно с ЦНППМ. 

В регионе создан координационный совет, в состав которого входит ИРО, осуществляющий функции оператора по внедрению обновленных ФГОС. Функционал ИРО включает вопросы повышения квалификации, взаимодействие с муниципальными службами, развитие системы консультационных пунктов, проведение апробации примерных рабочих программ, а также мониторинг готовности образовательных организаций к введению ФГОС. 

В Калининградской области принято решение о внедрении в 2022 году обновленных ФГОС в 1 и 5 классах, при этом каждая школа может самостоятельно составить график обучения, чтобы педагоги смогли качественно повысить квалификацию в комфортном для себя режиме.
Координатором работы выступает региональный ЦНППМ. Обучение педагогов в очно-заочной форме продлится с апреля по август 2022 года. В общей сложности на пяти потоках будет организовано повышение квалификации для 100 учебных групп – 17 категорий учителей-предметников 1 и 5 классов и всех учителей начальных классов – в общей сложности 4 тыс. педагогов. Каждая группа пройдет очный 6-часовой практикум. 

Ректор ИРО Свердловской области Светлана Тренихина рассказала о том, что организационно-управленческая модель введения обновленных ФГОС разрабатывалась с учетом того, что в регионе работает 73 тыс. педагогов. 

Реализация данной модели основана на принципах проектного менеджмента и командной работы, которая позволяет выстроить эффективную систему взаимодействия на трех уровнях – региональном, муниципальном и институциональном. Региональным оператором проекта выступает ИРО, 29 специалистов которого прошли обучение по программам Академии Минпросвещения России. 

Обучение педагогов в Свердловской области стартовало 1 февраля. Планируется обучить более 11,5 тыс. педагогов 1 и 5 классов. Кроме того, в регионе будет вестись активная разъяснительная работа с родителями учеников по теме внедрения обновленных ФГОС с использованием платформы онлайн-собраний. 

Оба региона использовали в качестве основы типовую программу повышения квалификации по внедрению обновленных ФГОС, разработанную Академией Минпросвещения России, но при этом включили в нее дополнительные модули с учетом региональных особенностей и результатов мониторинга профессионального сообщества. 

Полная версия вебинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» от 15 февраля 2022 года доступна на YouTube-канале Академии Минпросвещения России