В российских школах могут появиться многомерные модели оценки педагогов с учетом мнений их выпускников
14 мая 2021 г.
В Академии Минпросвещения России 13 мая 2021 года состоялось заседание Дискуссионного клуба на тему «Чьей оценкой дорожит учитель?» Впервые оно транслировалось в прямом эфире. Участники дискуссии пришли к выводу, что одной из самых важных оценок для учителя являются отзывы его выпускников. По итогам заседания было предложено разработать на уровне школ многомерные оценочные модели, в которых эти отзывы можно было бы учитывать.
Актуальность темы дискуссии обусловлена тем, что еще в 2015 году по итогам Госсовета Президент России дал поручение о формировании национальной системы учительского роста, пояснил сомодератор дискуссии, заместитель начальника управления Академии Минпросвещения Андрей Лукутин. Одним из факторов, подтверждающим уровень владения педагогов профессиональными компетенциями, в поручении был назван учет мнений выпускников общеобразовательных организаций. Опрашивать их предполагалось не ранее, чем через четыре года после выпуска из школы.
Отвечая на вопрос, кто и как оценивает работу учителя, участники дискуссии отметили, что подобных «оценщиков» немало. Это и администрация учебного заведения, где учитель работает, и его коллеги, ученики, их родители, выпускники, социум в целом, есть еще самооценка. По мнению учителя начальных классов из Липецкой области Ольги Глуховой, учителя оценивает «окружающая действительность». Критерии самые разные: кого-то волнуют результаты ЕГЭ, которые демонстрируют ученики, и других оценочных процедур, а кому-то важно, чтобы учитель был честен, справедлив и дисциплинирован.
При этом, считают эксперты, очень существенной для учителя является оценка со стороны его учеников и выпускников. «Сегодня ночью я получил в мессенджере сообщение от своего выпускника, который окончил школу пять лет назад, – рассказал директор школы из Свердловской области Алексей Махновецкий. – Он поблагодарил за то, что я помог ему в школьные годы, сейчас у него все хорошо, а ведь это был ребенок из неблагополучной семьи. Это мотивирует меня больше всего и заставляет двигаться дальше». «Такая оценка является самой важной: повзрослев, ребенок осознает, что учитель дал ему что-то такое, что позволяет стать хорошим специалистом, профессионалом и просто хорошим человеком», – подтвердила учитель истории и обществознания из Липецкой области Ирина Курьянова.
Следующий вопрос, обсуждавшийся на заседании: как со временем меняется оценка выпускником вклада школьного учителя в формирование у него отношения к миру и к себе в этом мире? По мнению Натальи Волковой, заместителя директора из Санкт-Петербурга, когда ученик только оканчивает школу и еще смотрит на систему образования изнутри, ему сложно судить объективно. Но через какое-то время он вспомнит именно тех учителей, которые что-то заложили в его душу, еще через 20-30 лет у него останется теплое воспоминание о школе, где он был счастлив. Участники круглого стола с удовольствием назвали имена своих учителей – и предметников, и педагогов дополнительного образования, которые помогли им состояться и в профессии, и в целом в жизни.
«В первые моменты после выпуска в оценке учителей преобладают эмоции, внешние факторы. В моем личном опыте есть много примеров, когда во время обучения возникали непростые ситуации, и кто-то на меня обижался за, может быть, излишне строгие действия, – рассказал научный руководитель Центра педагогического мастерства города Москвы, учредитель фонда «Талант и успех» Иван Ященко. – Но уже через два, три, четыре года после выпуска оценка меняется – очищается от внешних эмоций, становится сутевой. Если речь идет об учителе профильного предмета, то здесь важно, что учитель математики хорошо тебя научил математике, а в остальных случаях – насколько тебе было интересно, насколько уважительно и искренне относился к тебе учитель. Если было много имитации, оценка «уйдет в ноль» очень быстро».
Отвечая на вопрос, через сколько лет после окончания школы выпускник может объективно оценить вклад школьного учителя в свой жизненный успех или неуспех, директор школы из Липецкой области Любовь Миняйло предположила, что такое осознание обычно приходит на третьем-четвертом курсе вуза. Алексей Махновецкий считает, что срок оценки не важен, поскольку главное – это личностный результат, который был обеспечен благодаря учителю. Начальник управления Академии Минпросвещения, сомодератор дискуссии Ольга Суханова рассказала, что со своим классным руководителем она вместе с другими выпускниками встречается дважды в год, и привела другой пример, когда с учительницей английского языка ее выпускники встречались через двадцать лет после окончания школы.
Иван Ященко предложил провести исследование отношения выпускников к своим учителям по аналогии с исследованиями жизненного пути победителей международных олимпиад. Опрашивать выпускников можно в период окончания бакалавриата – все плохое к этому моменту забывается, хорошее остается, так что оценка будет объективной.
Подводя итоги обсуждения, президент Академии Минпросвещения Исаак Калина с позиции учителя с 22-летним стажем отметил, что система оценки педагога всегда будет многомерной, и от этого невозможно избавиться.
«Мнение моих учеников, которых я учу сегодня, их отношение ко мне очень важно для моей учительской работы, – подчеркнул Исаак Калина. – Если отношение ко мне уважительное, эффект от моего учительства будет больше, а если неуважительное – меньше. Мне также важно мнение их родителей, потому что они влияют на учеников, и, конечно, я обязан дорожить мнением моего работодателя – администрации школы, а оно складывается из мнений моих учеников, их родителей, моих коллег по коллективу».
По мнению президента Академии, сегодня такая многомерная оценка никак не учитывает мнение об учителе тех ребят, которые учились у него четыре, пять, десять лет назад. Именно такие сроки оптимальны для проведения опросов, и это принималось во внимание при подготовке поручения Президента России в 2015 году. «К сожалению, я не знаю примеров, когда в комплексной, многомерной оценке учителя администрация школы учитывает мнения выпускников, окончивших ее несколько лет назад», – заявил Исаак Калина и предложил участникам дискуссии – директорам школ, их заместителям, учителям – создать в своих школах модель оценки учителей, которая учитывала бы мнение ребят, окончивших школу 5-10 лет назад.
Таким образом, если участники дискуссии найдут возможность реализовать эту идею, в России могут появиться образцы комплексной оценки педагогов с учетом мнений их выпускников, используемые в конкретных школах.