Праздник к нам приходит! Нужно ли праздновать в школе?

29 декабря 2021 г.

Наступили долгожданные новогодние каникулы, и мы хотели бы затронуть такую радостную тему, как школьные праздники. Из-за пандемии во многих школах пришлось отказаться от традиционных новогодних мероприятий. Иногда в Сети можно увидеть дискуссии о том, нужно ли вообще отмечать и обсуждать какие-либо праздники в школах. Сегодня мы расскажем о том, как изучение праздничных традиций может разнообразить образовательный процесс, а также о том, какие приемы используют педагоги, чтобы такое обучение стало увлекательным для каждого ученика. 

Отмечать праздники в школе – это всегда весело и увлекательно. Участие в школьном концерте, подготовка костюмов и репетиция тематических сценок привносят яркие впечатления. Однако праздники также могут иметь образовательную и культурную ценность для обучающихся. Праздники – отличный способ начать разговор о разных культурах и языках. Изучая историю и традиции, связанные с праздниками, дети могут получить важные уроки о доброте, благородстве и самоотверженности. В многонациональных и мультикультурных странах, в число которых входит и Россия, изучение праздников и традиций поможет каждому ученику почувствовать, что к его культуре и вероисповеданию относятся уважительно. 

На вопрос о том, следует ли отмечать какие-либо праздники в школе, мнения на сайте Debate.org, где каждый пользователь может высказать свою точку зрения и привести аргументы по различным вопросам, разделились. Одни пользователи горячо голосовали за, потому что праздники – это весело, потому что ученикам нужна передышка, потому что это позволяет классу стать сплоченнее и т. д. В то же время звучали и мнения против. Кому-то не интересна тема праздников, кто-то не относит себя к какой-либо религии или просто не любит праздновать. И все же подавляющим большинством голосов (71% против 29%) голосовавшие в пользу праздников победили. 

Как же в итоге сделать изучение традиционных праздников увлекательным для учеников? Расскажем о некоторых секретах, которыми поделились педагоги и которые помогают им вовлечь в дискуссию о праздниках всех своих учеников (и не только их). 

Собираем информацию 

Диалог с родителями. Если в классе обучаются дети, принадлежащие к разным религиям и культурам, в начале учебного года можно собрать информацию об особо важных и почитаемых традициях в семьях учеников. Диалог с родителями поможет не только узнать, изучению каких, с их точки зрения, праздников, традиций и событий следует уделить время в течение года, но и сплотить класс. Если в рамках изучения праздников планируется проведение каких-либо мероприятий, родители могут оказать помощь в подготовке: приготовлении блюд, демонстрации национальных костюмов, подборе музыки и т. д. Важными для школьников и их семей могут оказаться не только местные, но и международные праздники, о которых можно рассказать в классе, например День дружбы, День защиты животных. Так педагогу будет легче планировать свою работу, своевременно включая обсуждение тех или иных тем в обучение.

Какой же праздник без костюма?

Помогаем раскрепоститься 

Даже те ребята, которые учатся вместе давно, не всегда хорошо друг друга знают. Не всем детям легко говорить на личные темы перед одноклассниками. И все же человек – существо социальное, а возможность в непринужденной обстановке поделиться информацией о себе может дать игра. Например, игра в линию: на полу проводится линия (мелом, бумажной лентой и т. д.). Учитель задает ученикам простые вопросы, такие как «У кого есть брат или сестра?» или «Кто жил в другом городе или стране?». Все, кто может ответить утвердительно, должны встать за линию. Задавать вопросы одноклассникам могут и сами школьники, и учитель тоже может поучаствовать в игре. Таким простым способом дети узнают, с кем из одноклассников у них есть общие интересы и, возможно, смогут завести новых друзей.

Десять вопросов. Ученики работают в парах и составляют десять вопросов, которые хотели бы задать одноклассникам. После этого они задают друг другу вопросы и записывают ответы, а затем рассказывают одноклассникам о том, что узнали о своем собеседнике. Начать задание можно с мозгового штурма, чтобы ученики получили примерные вопросы: 

Приходилось ли тебе жить в других местах? 

Случалось ли тебе путешествовать? 

Какое твое любимое занятие? 

Какой твой любимый праздник? 

Ты занимаешься спортом? 

Какой твой любимый предмет в школе? 

Расскажи о какой-нибудь культурной традиции твоей семьи.

Сколько человек в вашей семье? 

У тебя есть домашние животные? 

Какая твоя любимая еда? 

Фотовыставка. Мы живем в век технологий, когда смартфон всегда находится под рукой. Как правило, памятные моменты во многих семьях остаются на фото, которыми школьники могут поделиться с классом. Тематические фотовыставки в классе помогут детям познакомиться с важными для их одноклассников событиями и больше рассказать о себе. Ученики могут сопровождать свои фото забавными подписями, проявляя творческий потенциал.

Презентации в любом формате. По следам «десяти вопросов» можно провести интервью партнера на тему праздников и традиций и выполнить творческое задание, подготовив презентацию в любом формате о своем собеседнике. Например, можно нарисовать комиксы или сделать слайд-шоу, обменявшись фотографиями. Изучение того, как люди отмечают одни и те же или разные праздники, поможет не только внести в обучение элемент игры, но и показать, насколько разными могут быть точки зрения на одно и то же событие.

Диаграмма Венна (или круги Эйлера) – иллюстрация, на которой при помощи кругов отображаются отношения между явлениями или понятиями.

Диаграмма Венна со сравнением традиций празднования Пасхи, Дня независимости и Дня св. Валентина

Используя диаграмму Венна, можно разобраться в сходствах и различиях праздничных традиций и наглядно их представить.

На поиске сходств и различий строит изучение праздников и традиций американский педагог Питер Сигел. Он преподает музыку в государственной школе в штате Нью-Гэмпшир, где более 80% населения является нерелигиозным. Тем не менее, когда Питер спрашивает своих учеников, они отвечают, что отмечают такие праздники, как Рождество, Ханука, Пасха, Песах, Хэллоуин. В связи с этим учитель задумался о том, что дети, возможно, на самом деле не всегда понимают, что именно они празднуют, и решил академически подойти к изучению различных праздников и традиций на занятиях.

В конце ноября, перед началом сезона зимних праздников (Ханука, Рождество, Новый год, Новый год по восточному календарю), он спрашивает своих учеников, что общего между традициями этих праздников, и ищет «простой» ответ. Например, свет. Истории, традиции и предания, связанные с зимними праздниками, включают упоминания о фонариках, свечах, фейерверках и т. д. Так можно подойти к разговору о том, как мотив света выражается в том или ином празднике, что он означает и как связывает разные праздники.

При этом Питер не ограничивается лишь изучением зимних праздников. Осенью его ученики узнают о традициях, связанных с праздниками урожая в разных культурах. Весной – о таких праздниках, как Пасха, Песах, Первое мая и т. д. По мнению Питера, изучение праздников помогает понять, что люди, имеющие разное происхождение, придерживаются схожих ценностей, а праздники разных народов имеют общие темы: благодарность, забота о других, доброта, миролюбие, умение прощать – те качества, которые так важно развивать у детей. Кроме того, изучение праздничных традиций поможет детям более осмысленно отмечать привычные для них праздники.

На уроках Питера, посвященных изучению праздников, дети участвуют в мозговых штурмах, поют песни, танцуют вокруг импровизированного Майского дерева. Ведь праздник остается праздником даже с академическим подходом! 

Танец у Майского дерева

Не игрой единой 

Интервью одноклассников, презентации и игры – это весело, но дети не всегда знают, почему люди отмечают тот или иной праздник и как развивались праздники и традиции, чтобы рассказать об этом в своей презентации. Расширить кругозор помогут обучающие тематические видео и фильмы, которые станут отправной точкой как для обсуждения в классе, так и для выполнения последующих творческих заданий.

В многонациональных регионах можно пригласить к обсуждению праздников и традиций представителей разных народов и дать детям возможность задать интересующие их вопросы.

Изучаем = отмечаем? 

Некоторые праздники, в особенности религиозные, являются чувствительной темой для родителей. Родители могут беспокоиться, не является ли рассказ о религиозном празднике проповедованием другой религии. Важно подчеркнуть, что академический подход к изучению праздников направлен на ознакомление школьников с традициями разных народов и культур и не ставит перед собой цель навязать или показать преимущества одной культуры или религии перед другой.

Вне зависимости от того, какой способ выберет педагог, чтобы посвятить время изучению праздника, это внесет приятное разнообразие в учебный процесс. Вырезать валентинку на 14 февраля, спеть песню о весне, придумать забавную маску на Хэллоуин или Новый год, рассказать о семейных традициях, связанных с праздниками, – все это поможет создать теплую атмосферу в классе и разделить радость с друзьями. В конце концов, разве не ради этого люди и празднуют?