22 июля 2021 г.

«Почерпнули у коллег немало интересных идей»: чему саратовские управленцы научились в Липецке?

Работники системы образования Саратовской области – активные участники образовательных интенсивов, которые Академия Минпросвещения организует для управленческих команд российских регионов. Екатерина Федотова, заведующая кафедрой Саратовского областного института развития образования, рассказала, какие оригинальные решения удалось увидеть во время стажировки в Липецкой области и как они применяются в Саратовской области.

Управленческая команда нашего института побывала на стажировке в Липецкой области в конце марта – мы изучали эффективные региональные и муниципальные практики использования финансовых и кадровых ресурсов в системе образования. Почерпнули у коллег немало интересных идей, которые можно использовать в Саратовской области, – разумеется, с учетом особенностей нашего региона и собственного опыта.

Первое, на что мы обратили внимание и что попытались в той или иной мере перенять, – это система научно-методического сопровождения педагогов и управленцев. В Липецкой области она стала довольно эффективным инструментом их поддержки, и особенно это важно для молодых специалистов в возрасте до 35 лет.

После стажировки мы приступили к разработке программы, которая поможет быстрее преодолеть дефицит хороших управленцев и педагогов благодаря перераспределению и эффективному использованию ресурсов. Прежде всего, речь идет о мерах, способствующих обновлению педагогических кадров. Это профориентационная работа со школьниками, открытие дополнительных педагогических классов, социальная поддержка молодых педагогов, особенно тех, которые впервые устраиваются на работу. В ближайшее время в Саратовской области планируется открыть педагогическую интернатуру для выпускников вузов и профессиональных колледжей, которым необходима поддержка на ранних этапах становления в профессии.

В опыте липецких коллег нас также заинтересовала региональная модель финансового планирования деятельности образовательных организаций. Очень перспективной показалась идея поддержки школ за счет грантов: школы, продемонстрировавшие лучшие показатели по итогам мониторинга, получают дополнительное финансирование. Саратовская область – регион дотационный, внедрить именно такой механизм мы пока не готовы, но есть и другие способы поддержки.

Например, мы разработали предложение о единовременной выплате педагогам, которые пришли на работу в школу сразу по окончании вуза или колледжа. Расширили перечень педагогических специальностей, в которых особенно остро нуждается регион, сейчас их 12, и перечень находится на согласовании с Министерством образования Саратовской области и профсоюзными организациями. Как только он будет утвержден, педагоги, работающие по этим специальностям, получат дополнительную социальную поддержку.

Заместители глав муниципальных образований (городских округов) по социальным вопросам в Саратовской области теперь будут нести персональную ответственность за сопровождение молодых педагогов. Речь идет о направлении на учебу по целевым договорам, о создании условий для их проживания в муниципалитете, о материальном стимулировании для закрепления в профессии. Кроме того, утверждены рекомендации о премировании – сейчас этот показатель находится на уровне 5% от фонда оплаты труда образовательной организации, и хочется надеяться, что через год он возрастет.

Во время стажировки в Липецкой области мы увидели, что эффективное использование финансовых и кадровых ресурсов возможно лишь тогда, когда в этом заинтересованы все уровни власти. Как говорится, один в поле не воин, а если все работают вместе, результаты не заставят себя долго ждать. При Министерстве образования Саратовской области создана рабочая группа, на заседаниях которой регулярно обсуждаются возможности более эффективного использования и перераспределения ресурсов в образовательных организациях. При обсуждении используются материалы прошедших стажировок, которые мы посещаем благодаря Академии Минпросвещения.

Еще одно направление работы липецких коллег, которое мы «переводим на рельсы» своего региона, – интеграция общего и дополнительного образования. В Липецкой области нам были представлены приоритетные направления сопровождения сотрудничества школ с вузами и организациями дополнительного образования – многое делается для научно-методического сопровождения выпускников и их закрепления в профессии после трудоустройства.

По итогам нашей стажировки при Министерстве образования Саратовской области был создан координационный совет, который отвечает в том числе за сопровождение молодых педагогов. Когда программа сопровождения будет принята, наш институт станет ее координатором. Подготовлен проект многостороннего соглашения о создании педагогического кластера, в который войдут высшие и средние учебные заведения, организации дополнительного образования, школы, а также наш институт. Предполагается, что соглашение будет подписано 26 августа – в рамках традиционного августовского педагогического совещания.