19 января 2022 г.

На семинаре «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» представили важнейшие направления развития системы образования в 2022 году

Первый в 2022 году вебинар Академии Минпросвещения России «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» открыла тема развития в нашей стране современной системы наставничества педагогических работников. Надежда Ладилова, заместитель начальника управления Академии, рассказала об использовании методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях. 

В течение 2020–2021 гг. Академия провела большую работу по разработке системы наставничества, которая проходила апробацию в регионах страны. Результатом работы стало совместное письмо Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования, содержащее методические рекомендации по внедрению системы наставничества, которое было направлено во все регионы страны в конце декабря 2021 года. Указанные методические рекомендации разработаны и внедряются в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование». 

Документ, который определяет виды, формы, ответственность, права и обязанности, а также функции участников, призван помочь в организации и эффективной работы наставников и наставляемых в образовательных организациях. Его будут использовать в своей работе как региональные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования, так и образовательные организации, которые получили реальный рабочий инструмент для внедрения и применения целевой модели наставничества. 

Принципы системы наставничества основаны на разумности и целесообразности; добровольности, соблюдении прав и свобод, равенстве; индивидуализации и персонализации педагогов; вариативности, а также системности и стратегической целостности. 

Внедрение системы наставничества будет способствовать передаче профессионального и личностного опыта новым поколениям педагогических работников; непрерывному профессиональному развитию и совершенствованию педагогического мастерства. 

Дополнительная информация, анонсы мероприятий, документы и аналитические материалы по теме внедрения наставничества размещены на сайте. 

Региональную модель наставничества педагогов, которая применяется в Волгоградской области, представила Лариса Савина, председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области. 

Новые методические рекомендации по внедрению системы наставничества помогли осмыслить и систематизировать работу, которая уже ведется в регионе в этом направлении, и важно, что документ содействует созданию единого научно-методического пространства сопровождения педагогов, объединенного общими целями и смыслами. 

В Волгоградской области система наставничества успешно реализуется в системе СПО при дуальном обучении: налажено эффективное взаимодействие с социальными партнерами, подготовлено порядка 300 наставников, реализуется более 30% целевых программ. Кроме того, в психолого-педагогических классах эффективно работает система наставничества «преподаватель вуза – школьный учитель – ученик», которая реализуется совместно с Волгоградским государственным социально-педагогическим университетом. 

Ольга Карпова, проректор по инновационной деятельности Волгоградской государственной академии последипломного образования, рассказала о действующей системе подготовки наставников в регионе и об адаптации целевой модели наставничества в Волгоградской области с учетом имеющихся наработок. 

Татьяна Суханова, и. о. директора Института стратегии развития образования Российской академии образования, рассказала о продолжении в 2022 году системной работы Минпросвещения России по созданию единого образовательного пространства и о введении с 1 сентября 2022 года обновленных ФГОС. В прошлом году было утверждено 38 примерных образовательных программ по предметам для 1–9 классов. В настоящее время ведется их апробация в 79 регионах страны. Отдельный большой проект – разработка цифрового образовательного контента и его каркаса – универсального тематического классификатора, с которым можно ознакомиться на сайте. Примерные рабочие программы, документы и обсуждения проектов программ размещены на портале «Единое содержание общего образования». 

Также в рамках вебинара Дмитрий Ковалев, директор Академии цифровых технологий г. Санкт-Петербурга, представил опыт создания и функционирования цифровой системы управления в своей организации. Система, которая уже доказала свою эффективность, может быть внедрена в любой образовательной организации. К системе подключены все сотрудники, она содержит модули электронного документооборота, мониторинга, совместной работы над проектами, контроля и отчетности на основе автоматизированных алгоритмов. В завершение Дмитрий Ковалев предложил руководителям и управленческим командам российских образовательных организаций изучить и при желании использовать успешные наработки Академии цифровых технологий в сфере цифрового управления организацией.