24 августа 2021 г.

Итоги семинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» – обучение взрослых, цифровизация управления, итоги стажировочной сессии в Тамбовской области

Участники семинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» продолжили тему обучения взрослых, поднятую на прошлом семинаре, оценили роль цифровых инструментов в управлении образованием, подвели итоги стажировочной сессии в Тамбовской области и анонсировали новую стажировочную сессию, которая пройдет в Московской области в сентябре.

Разговор об андрагогике на этот раз состоялся в формате дискуссии, которую президент Академии Минпросвещения Исаак Калина сравнил с «отложенным десертом». В роли модератора выступила ректор Уральского государственного педагогического университета Светлана Минюрова.

По мнению Андрея Кашаева, ректора Рязанского института развития образования, в основе андрагогики лежат два фактора – мотивация и доверие. Взрослый человек должен быть мотивирован к получению знаний и доверять преподавателям, институтам, где эти знания можно получить.

Ирина Патронова, директор Института развития образования Орловской области, подчеркнула, что в курсовой подготовке мало внимания уделяется работе с личностью учителя, и предложила восполнить этот недостаток. Также она выступила с инициативой создания федерального банка образовательных запросов преподавателей ИПК/ИРО. 

Светлана Петрова, проректор Чувашского республиканского института образования, считает, что преподаватель, который учит взрослых, должен отличаться от школьного учителя – быть тьютором, наставником, причем для этого необязательно иметь большой опыт.
И.о. директора Академии Минпросвещения Павел Кузьмин подчеркнул, что вопросы о том, на какой результат нужно рассчитывать при повышении квалификации педагогов, к чему их готовить и какие темы развивать – это зона ближайшего развития для Академии, центров непрерывного повышения профессионального мастерства и всех партнеров системы ДППО. 

Второй блок вебинара был посвящен цифровым инструментам в управлении образованием. 

Игорь Барсуков, директор Института развития образования Академии социального управления (Московская область) рассказал об экосистеме цифровой информационной поддержки качества образования в регионе. «Наш посыл заключается в том, что цифровые инструменты позволяют сэкономить время и обеспечить должное качество процесса управления. Без цифровых инструментов мы «захлебнемся», - заявил он. 

Заместители министра образования и науки Пермского края Екатерина Черепанова и Наталья Зверева рассказали о реализации проекта «ЭПОС – Пермский край» по созданию единого информационного образовательного пространства. Как выяснилось, пермский проект стал идеологическим продолжением Московской электронной школы (МЭШ) с учетом региональной специфики, и еще в 2015 году педагоги и дети были переведены с прежней системы электронных дневников и журналов на вновь созданную. 

В рубрике «Управленческий вектор» были подведены итоги стажировочной сессии в Тамбовской области «Региональная модель непрерывного образования: от идеи до реализации (агрообразование)», которая состоялась 12-13 августа. 

Павел Кузьмин отметил, что агрообразование является конвергентным, в агропрограмме соединяются физика, химия, биология, информатика, цифровые технологии, создаются межпредметные связи и достигаются межпредметные результаты. В ходе стажировки это было продемонстрировано на конкретных примерах, об этом говорили педагоги и директора. Один из предстоящих вебинаров «Вектор образования» предполагается посвятить подготовке педагогов агрошкол. 

И.о. директора Академии социального управления Андрей Лубский рассказал о предстоящей стажировочной сессии «Эффективные механизмы управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях (на примере Московской области)», которая состоится 23-24 сентября. Сейчас программа стажировки утверждается, в ближайшее время анонс будет размещен на сайте Академии. 

Подводя итоги дискуссии, Исаак Калина, в частности, прокомментировал предложение Ирины Патроновой о создании банка образовательных запросов. Он поблагодарил коллегу за идею и напомнил фразу Генри Форда о том, что, если бы он спрашивал людей, какое транспортное средство им необходимо, все говорили бы, что им нужна более быстрая лошадь, и автомобиль никогда не появился бы. К запросам нужно относиться уважительно, подчеркнул Исаак Калина, но при этом понимать, что новое можно создавать не только на их основе, но и более сложными путями. 

Комментируя доклады о цифровых инструментах в управлении, президент Академии предложил не абсолютизировать роль информатизации – не стоит утверждать, что без нее система не может выжить, ведь 50 лет назад, когда цифровых инструментов не было, она работала не хуже, чем сегодня. При этом необходимо постоянно добиваться приращения эффективности системы, и здесь цифровизация необходима. 

«Если в случае с цифровизацией процесса обучения еще возможны дискуссии, что там хорошо, а что плохо, то, думаю, что дискуссии о цифровизации процесса управления закончены уже давно, и без нее он просто не может быть эффективным. А если повышается эффективность процесса управления, то рано или поздно повысится эффективность процесса обучения», – заключил Исаак Калина. 

Он также прокомментировал итоги стажировки в Тамбовской области и предложил пригласить на предстоящий вебинар по агрообразованию представителей Минсельхоза России и Ассоциации, объединяющей сельские школы страны. Несмотря на то, что сельские школы составляют большую часть списка так называемых «ШНОР» (школы с низкими образовательными результатами), именно в этих школах удается добиться других образовательных результатов, уникальных, которых нет и не может быть в городских школах. «В городской школе трудно придумать что-нибудь, равное по силе воздействия на конвергенцию всех предметов», - заключил Исаак Калина.