Чему, как и где учат директоров общеобразовательных организаций?
20 мая 2021 г.
«Чему, как и где учат директоров общеобразовательных организаций» – тема, вокруг которой состоялся диалог с Виктором Стефановичем Басюком, деканом факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова, в рамках обучающего семинара «Взаимообучение директоров школ». Виктор Басюк поделился с участниками семинара Академии Минпросвещения опытом своей работы, говорил о потребности руководителей в непрерывном образовании, управленческих компетенциях директора, о делегировании полномочий и доверии подчиненным.
«Мы должны понимать, что образование – это не отдельный процесс сроком четыре года или шесть лет. Мы говорим об обучении через всю жизнь. Управленцу важна не только мотивация человека к совершенствованию, но и способность самостоятельно искать пути к реализации», – подчеркнул Виктор Стефанович.
Виктор Басюк отметил важность сочетания фундаментального и междисциплинарного образования: «Для управленца важно получить не только классическое педагогическое образование. Сейчас факультет педагогического образования МГУ разработал магистерскую программу «Управление образовательными системами», насытив ее темами менеджмента, архитектуры образовательной среды, юриспруденции, финансов, аудита. Эта программа – для педагогов, которые хотят стать управленцами».
Участники в ходе встречи задавали вопросы о педагогическом коллективе и составе управленческой команды. Виктор Стефанович подчеркнул, что сейчас школе важен «включенный» учитель – в профессию, в судьбу ребенка, в самосовершенствование.
«Важна личная заинтересованность и инициативность, способность работать в команде. Это касается и управленческого коллектива школы. Директор – такой же член управленческой команды, как и остальные. А управленческая команда – это люди, которые не только поддерживают директора и следуют за ним, но и обладают своим взглядом на развитие школы. Если сотрудник «преклоняется» перед руководителем, то коэффициент полезного действия будет отсутствовать», – прокомментировал Виктор Басюк.
Также Виктор Стефанович уделил внимание информационной открытости и задаткам лидера: «Далеко не каждый человек, имеющий природные задатки лидера, станет эффективным руководителем, если он не будет использовать наиболее полезные управленческие практики. Директора всегда оценивают по его делам, он не может жить прошлыми заслугами. Поэтому природные задатки лидерства должны подкрепляться открытостью к новым идеям».