Будьте здоровы! Как образовательные инициативы помогают заботиться о здоровье школьников

17 февраля 2022 г.

Если задаться вопросом: «А что для меня самое главное в жизни?», то, вероятно, здоровье окажется в первой пятерке. Мы все хотим быть здоровыми и никогда не болеть, но, к сожалению, ни взрослые, ни дети болезней не избегают. Вопросы здоровья и благополучия детей и меры, направленные на сохранение и обеспечение детского здоровья, являются приоритетными для всех стран и обсуждаются как на местном, так и на глобальном уровнях. А бывает и так, что и один в поле воин, и небольшая инициатива приносит пользу множеству людей. Сегодня мы поговорим о начинаниях, помогающих школьникам оставаться здоровыми.

Прежде всего необходимо отметить, что вопросы здоровья, санитарного просвещения и физической культуры входят в учебную программу многих стран. В России целый комплекс мер направлен на формирование у школьников культуры здоровья и здорового образа жизни. Школьные СанПиН регулируют требования как к школьной территории, помещениям и уборке, так и к организации образовательного процесса: количеству и продолжительности уроков и перемен, объему внеурочной деятельности, продолжительности выполнения домашних заданий, определяют характеристики учебников и многое другое. Кроме того, стандарты гармоничного физического и психического развития, а также сохранения и укрепления здоровья детей закреплены в действующих ФГОС. 

В Китае в связи с выявлением большого числа случаев ожирения и ухудшением зрения у детей и подростков с 2001 года по настоящее время проходит реформа учебной программы по физическому воспитанию. В ходе реформы были приняты новые стандарты учебной программы по физкультуре, в которых, в частности, впервые появилось понятие «санитарное просвещение». Все большее внимание в школах Китая уделяется спорту, психическому здоровью и социальной адаптации детей и подростков. Детям прививается культура правильного питания и сна: рекомендовано 10 часов непрерывного сна для учеников младших классов, 9 часов – для учеников средних классов, 8 часов – для учеников старших классов. 

В США разработано восемь Национальных стандартов санитарного просвещения, являющихся основой для создания учебных программ и оценки достижений обучающихся. В каждом из стандартов зафиксирован перечень знаний, умений и навыков, которыми обучающиеся должны овладеть на определенной ступени обучения для укрепления личного, семейного и общественного здоровья. 

Одной из проблем, с которой сталкиваются дети и подростки во всем мире и которая имеет серьезные последствия для здоровья, является сидячий образ жизни и недостаток физической активности. Еще до начала пандемии были опубликованы результаты масштабного исследования под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в котором c 2001 по 2016 год приняли участие 1,6 миллиона человек из 146 стран. По итогам исследования выяснилось, что у 80% подростков в возрасте от 11 до 17 лет показатели интенсивной физической активности находятся ниже нормы, рекомендованной ВОЗ, – одного часа в день. Ситуация усугубилась с началом пандемии: согласно данным сравнительного анализа ряда исследований, уровень физической активности снизился относительно обычных показателей. Малоподвижный образ жизни чреват развитием таких заболеваний, как диабет, гипертония, нарушения опорно-двигательного аппарата и когнитивных функций, депрессия и ожирение. 

Ответом на данную проблему стал ряд образовательных инициатив. 

TagTiv8 – инициатива родом из Великобритании. Статистика показывает, что в 2020–2021 гг. ожирение зафиксировано у четверти британских школьников в возрасте 10-11 лет. Проблемы избыточной массы тела у детей и подростков на протяжении многих лет поднимаются в британской прессе. Пора вытащить детей из-за парты, решила инициативная группа педагогов в 2012 году. Программы созданной ими некоммерческой организации TagTiv8 помогают вывести обучение за пределы класса и совместить изучение математики, английского и других предметов с физическими упражнениями. Специалисты TagTiv8 разрабатывают обучающие активные игры и пакеты тренингов для педагогов, помогающие нестандартно подойти к проведению уроков и раскрыть учебный потенциал не только классной комнаты, но и спортзала и пришкольной территории. Сегодня ресурсы TagTiv8 используют уже более 80 тысяч человек. 

Название TagTiv8 придумано педагогами не случайно: в английском языке одно из значений слова tag – «игра в салочки»‎, а еще – «этикетка» или «бирка». Салочки и бирки и стали основой ряда учебных активностей. Занятие обычно начинается с небольшой разминки, после чего дети получают пояса с прикрепленными к ним флажками (бирками) разных цветов, на которых могут быть части слова или математического примера. Далее наступает самая любимая школьниками активная фаза упражнения: догонялки, когда учеников делят на команды, и им необходимо догнать участников команды-соперника и сорвать флажки определенного цвета. После этого учитель задает учебную задачу, используя собранные флажки. Увидеть, как проходят уроки по программам TagTiv8, можно на YouTube-канале.

Обучающиеся с флажками для задания по английскому языку

Более комплексно аналогичная инициатива реализуется в Бельгии. Массу решений для активных уроков и перемен предлагает бельгийская программа Vital Schools («Живые школы»). По статистике, бельгийские школьники сидят не менее восьми часов в день, и программа Vital Schools направлена на то, чтобы максимально сократить это время. Обучение в школах, участвующих в программе, строится следующим образом: разные типы рассадки в классе, образовательный контент в формате активных игр и активные перемены с играми и челленджами, не дающие школьникам сидеть на месте. Пространство вокруг школ оборудовано снарядами для игр и упражнений. Примерами своей работы и вдохновляющими идеями для педагогов Vital Schools охотно делятся на своем сайте.

Урок в Vital Schools

В классах предусмотрены разные виды рассадки и возможность перемещаться во время занятия

Изучаем историю с полным погружением!

Еще одна простая, но эффективная инициатива родилась в Великобритании – The Daily mile («Миля в день»). В 2012 году директор одной из начальных школ Шотландии Элейн Уайлли взяла за правило выделять школьникам время в течение учебного дня, за которое им необходимо было в своем темпе (пешком, трусцой или бегом) преодолеть одну милю (1,6 км). «Миля в день» не требует никаких ресурсов, кроме 15 минут времени, которые можно посвятить ходьбе или бегу. Простая инициатива полюбилась не только детям, но и взрослым и вышла далеко за пределы Соединенного Королевства: милю в день проходят школьники, учителя и студенты во многих странах Европы, в США и Канаде, в Австралии и Индонезии, в некоторых странах Ближнего Востока.

Элейн Уайлли (в синем шарфе) бежит милю со своими учениками и коллегами

Забавное название Free Range Kids («Дети на выгуле») тем не менее точно отражает суть программы, реализуемой в Австралии: дети идут в школу пешком и по дороге наблюдают за тем, что происходит вокруг. Свои наблюдения они записывают в специальный дневник, который затем можно использовать в обучении, выстраивая учебные ситуации вокруг тех или иных событий, свидетелями которых стали ученики. Кроме того, каждый ученик, добравшийся до школы пешком, получает балл. Когда класс набирает определенное количество баллов, то получает нематериальную награду – дополнительное время для игр, поход в парк или заповедник и т. д. Исследование пилотной программы, проведенное в 2016 году, показало, что небольшая физическая нагрузка перед началом учебного дня улучшает поведение и способствует большей вовлеченности детей в занятия. Также программа позволяет научить детей оценивать риски, с которыми можно столкнуться в «большом» мире, и стать более самостоятельными. 

Дать детям возможность не только поддерживать хорошую физическую форму, но и учиться следить за показателями здоровья решили в 2016 году в средней школе Шильдт, расположенной в Йювяскюля, Финляндия. Sports, Science and Health lab – «Спортивная, научная и оздоровительная лаборатория» – это пространство в здании школы, оснащенное спортивными тренажерами и оборудованием для измерения показателей здоровья: тонометрами, спирометрами (приборами для измерения объема воздуха, поступающего при вдохе и выдохе), пульсомерами, стетоскопами и пр. Лаборатория помогает школьникам не только заниматься физическими упражнениями, но и использовать свои медицинские показатели в учебе – например, решать математические задачи на их основе. Так обучение становится более персонализированным и связывается с реальной жизнью. 

Школьники учатся измерять показатели здоровья

Проблемой для детей и подростков остаются и нездоровые пищевые привычки, которые в совокупности с малоподвижным образом жизни провоцируют ожирение. ВОЗ предупреждает, что развитие ожирения у детей повышает вероятность преждевременной смерти и инвалидности во взрослом возрасте. Лишний вес может также стать причиной гипертонии, сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и психологических проблем. В связи с этим все больше стран задумывается о том, что важно не только обеспечить организацию правильного питания в школах, но и сформировать у обучающихся культуру питания. Инициативы, нацеленные на знакомство обучающихся с пользой выращивания и употребления в пищу органических продуктов, активно развиваются в мире. Подробнее о том, как такие инициативы внедряются в образование в разных странах и как они отражаются на здоровье детей, мы расскажем в одном из следующих обзоров. 

Наконец, важной темой является психическое здоровье детей и подростков. По отчетам ЮНИСЕФ, каждый седьмой подросток в мире испытывает проблемы с психическим здоровьем. К ним относят эмоциональные, поведенческие и психотические расстройства, самоубийства и самоповреждение, склонность к риску. ВОЗ называет депрессию, тревожность и поведенческие расстройства одними из главных причин развития заболеваний у подростков. Ситуация усугубилась в связи с пандемией: увеличилось количество случаев домашнего насилия в отношении детей, а также резко возросли показатели уровня депрессии и тревожности среди подростков. 

Youth to Youth Mental Health Toolkitинициатива из Бразилии, появившаяся на свет как проект для психологической поддержки обучающихся в школе, где более 30 учеников имели серьезные проблемы с психическим здоровьем и в целом была отмечена низкая вовлеченность школьников в учебу. Совместно с бразильской Ассоциацией эмоционального здоровья детей (ASEC) была разработана программа взаимопомощи, в основе которой три шага: научить, развить, отслеживать. На первом этапе школьников знакомят с разными стратегиями поведения в психологически сложных ситуациях, чтобы каждый ученик понимал, что в любой ситуации у него есть возможность принять наилучшее для себя решение. Второй этап – развить полученные навыки в формате кружков взаимопомощи. Обучающиеся обсуждают различные ситуации, абстрактные или личные, и вместе пытаются найти выход. На третьем этапе при поддержке фасилитатора из ASEC подростки расширяют свои кружки, привлекая к обсуждению друзей и членов семьи. На сегодняшний день в программе принимают участие более 3 тыс. человек. 

В Австралии для школьников, учителей и родителей разработано специальное мобильное приложение Smiling Mind, в котором для каждой целевой группы представлены модули направленной медитации. Используя приложение, школьники учатся справляться со стрессом, развивать социальные навыки и лидерские качества, быть вежливым с другими и т. д. Приложение оказалось настолько популярным, что его использование включили в Национальный учебный план Австралии. Исследования показывают, что у взрослых пользователей и у детей после курса Smiling Mind улучшается сон, способность управлять эмоциями и справляться со стрессом, концентрация. У детей также отмечается улучшение поведения. Приложение уже используют более 2 миллионов человек, среди которых 25 тыс. школьных учителей.

Школьники во время медитации

Школа – идеальное место для того, чтобы научить ребенка правильному питанию и преимуществам физической активности, познакомить с рисками и угрозами здоровью и, самое главное, сформировать у детей здоровые привычки, которые останутся с ними на протяжении всей жизни. Лучшие образовательные инициативы, используемые в разных странах мира, позволяют по-новому подойти к этим задачам, упростить их решение и сделать процесс более увлекательным.