28 апреля 2022 г.

Академия Минпросвещения России и Национальная родительская ассоциация заключили соглашение о сотрудничестве

Документ подписали и. о. ректора Академии Минпросвещения России Павел Кузьмин и ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей Алексей Гусев в рамках очередного семинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы». Соглашение предусматривает совместную реализацию приоритетных направлений государственной политики в сфере вовлечения родителей (законных представителей) обучающихся в образование, развития родительского просвещения и содействия семейному воспитанию.

Как отметил Алексей Гусев, быть родителем – одна из главных функций в жизни человека, «родительству стоит учиться и родительству стоит учить». При этом педагоги на самых разных уровнях, начиная от выпускников вузов и заканчивая руководителями образовательных организаций и образовательных систем, сегодня испытывают дефицит компетенций по работе с родителями. 

Теперь, считает ответственный секретарь Национальной родительской ассоциации, наступил новый этап в развитии родительского просвещения: к этой работе подключается система дополнительного профессионального образования. В Академии Минпросвещения России появятся специальные курсы для педагогов, формирующие и развивающие их компетенции по взаимодействию с родителями. 

Уже сейчас, с 25 по 28 апреля, 102 слушателя из 32 регионов осваивают в Академии очный курс «Управленческие аспекты реализации программы воспитания в общеобразовательной организации», разработанный совместно с Национальной родительской ассоциацией, и в нем взаимодействию с родителями уделено особое внимание. Осенью стартует программа «Современные подходы для организации родительского просвещения и семейного воспитания», где будут рассмотрены такие вопросы, как организация родительского просвещения и педагогическая культура родителей, развитие этики семейных отношений и традиционных семейных ценностей и т. д. 

«Надеюсь, что по нашему примеру коллеги в регионах также активизируют свою работу с родительскими ассоциациями. Нам предстоит следующий этап развития программ дополнительного профессионального образования, связанный с эффективной и полезной работой с родителями. На уровне образовательных организаций, через методические службы, через проведение очень серьезных мероприятий такая система будет развиваться», – подчеркнул Павел Кузьмин. 

О различных аспектах родительского просвещения, о возможностях повышения квалификации педагогов в части их взаимодействия с родителями рассказали представители регионов. 

По мнению Людмилы Золотницкой, ответственного секретаря Свердловского областного отделения Национальной родительской ассоциации, «если вовремя заметить неравнодушного родителя, не отмахнуться от него, а помочь ему, вдохновить, научить, замотивировать, результат может удивить и порадовать». 

Марина Бывшева, директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства, работающего на базе Уральского государственного педагогического университета, рассказала, что Центр участвует в проведении образовательных и просветительских мероприятий для родителей. В его программах для педагогов активно поднимается родительская тема, а для молодых педагогов проводятся экспертные сессии с участием родителей. 

Татьяна Баринова, доцент кафедры дошкольного и начального образования Северо-Восточного государственного университета, рассказала о проектах семейного краеведения в Магаданской области, поддержанных университетом и региональным отделением Национальной родительской ассоциации, а также о студенческих исследованиях на семейную тематику. 

Директор школы № 4 города Магадана Наталья Заитова считает, что, если у руководителя есть управленческий запрос на сотрудничество с родителями, результат образовательного процесса будет положительным и позволит участникам образовательных отношений комфортно чувствовать себя в пространстве школы. «Какие бы формы и методы в работе с родителями мы не использовали, важно, чтобы в основе сотрудничества школы и семьи лежала совместная деятельность», – заключила она. 

Важность обучения педагогов приемам и методам работы с родителями признают и руководители региональных ИРО. 

По мнению Виктории Васильевой, ректора Магаданского областного института развития образования, образовательный процесс в школе следует выстраивать с учетом инициативы и интереса семьи, а ресурсы семейных сообществ рассматривать как один из основных механизмов развития системы образования. В связи с этим одна из задач профессиональной подготовки педагога – формирование у него умения взаимодействовать не только с обучающимися, но и с родителями. 

В Институте развития образования Краснодарского края проводятся курсы для классных руководителей, посвященные взаимодействию с родителями в решении образовательных задач, сообщила ректор института Татьяна Гайдук. На курсах проходят ролевые игры – слушатели примеряют на себя роль управленца, педагога и родителя, рассматривая разные ситуации, в том числе критические. Она также назвала самые значимые для родителей темы, выявленные по результатам онлайн-анкетирования: в их числе эмоциональный компонент детско-родительских отношений, психологическая помощь подросткам в трудной жизненной ситуации, повышение конфликтологической компетенции родителей. 

Итоги дискуссии подвел президент Академии Минпросвещения России Исаак Калина. По его мнению, за последние полвека самой сложной темой в образовании являются отношения с родителями. Методики преподавания физики и химии по сравнению с ней просты и понятны. 

«Учителем я стал в 1970-е годы, и у нас в Оренбургской области в это время в очень большой моде был родительский всеобуч. Занятия родительского всеобуча оказались удивительно востребованы. Но вели их не мы, учителя, – мы были организаторами, а выступить перед родителями приглашали специалистов – психологов тогда не было, но были медики, правовики и так далее. То, что родители теперь ищут в интернете, они в те годы находили на занятиях всеобуча», – рассказал Исаак Калина. 

Он также подчеркнул, что, кроме просвещения родителей, сегодня нам нужно очень серьезно думать о просвещении нас, учителей, по вопросам взаимодействия с родителями. «Мы должны научиться не решать наши проблемы, когда встречаемся с родителями, и не учить родителей решать их проблемы, а вместе научиться решать проблемы ребенка, который очень зависит и от школы, и от семьи», – заключил президент Академии.