29 июня 2021 г.

Агробизнес-образование в Тамбовской области: профессиональные компетенции для развития региона

Для успешного развития экономики Тамбовской области, основу которой составляет сельское хозяйство, необходимы кадры с определенным набором компетенций. Для их подготовки в регионе действует кластер агробизнес-образования, к работе которого подключились вузы и сельскохозяйственные предприятия. Как организована работа этого кластера и какую роль в его работе играет повышение квалификации педагогов, рассказала Татьяна Мирзаева, ректор Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования.

Наш регион – аграрный, в структуре экономики сельское хозяйство составляет более 40%, а город Мичуринск стал первым в России наукоградом агропромышленного профиля. С учетом таких территориальных и экономических особенностей в Тамбовской области сложились ключевые модели образовательных организаций. В сельской местности это базовые школы с филиалами и школы – социокультурные комплексы. Они составляют более 80% всех школ региона. Этот фактор оказывает существенное влияние на формирование ценностей и ориентиров системы образования Тамбовской области.

О каких же ценностях идет речь?

Во-первых, мы считаем, что система образования должна ориентироваться на цели социально-экономического развития региона. В образовательной программе каждой школы эти потребности должны быть учтены, причем не только в региональном, но и в муниципальном разрезе.

Во-вторых, каждая школа – это ядро социальной интеграции, точка притяжения перспективных идей и проектов, обеспечивающих устойчивое развитие территории; открытое пространство для решения задач социума.

В-третьих, ключевая ценность для нас – это ученик. Свою задачу мы видим в его обучении и воспитании, в создании условий самореализации вплоть до ориентации на конкретное рабочее место. В каждом муниципальном образовании такие условия должны быть созданы.

Понятно, что развитие современного сельского хозяйства возможно только на новой технологической основе. Поэтому одно из направлений нашей работы – это создание и модернизация школ инновационного развития в сельской местности. Будущее такой школы формируют их педагогические команды вместе со специалистами органов управления образованием, вузов и нашего института. Речь идет, во-первых, о целевых ориентирах, во-вторых – об инновационной специфике образовательной программы, в-третьих – о дизайне и учебном оснащении.

В числе школ инновационного развития «Школа агробизнеса «Тамбов», «Школа АгроЭкоТехнологий» и «Агроинженерная школа «АгроТех», где акцент сделан на аграрное и агробизнес-образование, формирование у школьников профессиональных и предпринимательских компетенций. «Школа «Политех+», «Школа – Центр современных индустриальных технологий» и «Школа базовой инженерно-технологической подготовки» обучают современным технологиям. В «Школе «Сколково – «Тамбов» и «Школе – научно-технологическом центре имени И.В. Мичурина» у детей формируют инновационное мышление и исследовательскую культуру.

Открытию такой школы, конечно же, предшествует опережающее повышение квалификации – мы понимаем, что коллектив не всегда готов сразу приступить к решению новых задач и достижению новых целей. Программы повышения квалификации включают адресную подготовку школьных команд. Позже, когда такие школы становятся признанными центрами лучших практик, институт продолжает работу по их методическому сопровождению.

В школах уделяется большое внимание исследовательской и опытнической работе, в организации которой принимают участие не только университеты, но и крупные сельскохозяйственные компании-партнеры: программы проектной деятельности выстраиваются в значительной степени с учетом их производственных задач. Современная материально-техническая база позволяет формировать практические навыки с использованием современного оборудования.

Особое место в областной системе образования занимают межрегиональные и региональные ресурсные центры, выросшие из инновационных комплексов. Две научно-учебные лаборатории «Агрокуб», созданные на базе школ, помогают формировать компетенции в области агробиотехнологий, генной инженерии, робототехники – для этого реализуются дополнительные программы с использованием высокоточного цифрового оборудования.

Развивается непрерывное агробизнес-образование – сформирован кластер, в который входят образовательные организации всех уровней. 

Уникальность подхода в том, что такое образование начинается с дошкольного возраста – ведь уже в детском саду можно получить первые представления об окружающем мире, бережном природопользовании, в деятельности освоить простейшие агротехнические приемы, например, выращивания овощей. Подразделения, работающие с дошкольниками, созданы при Мичуринском государственном аграрном университете и Тамбовском государственном техническом университете.

На сегодняшний день в Тамбовской области создано единое методическое пространство, к которому подключились «Точки роста», «IT-кубы», «Кванториумы», агрокубы, центры развития современных компетенций детей и другие организации, созданные в рамках нацпроекта «Образование». Разработан единый календарь методических образовательных событий (горизонтальное обучение), образовательные программы и различные мероприятия реализуются совместно, педагогам доступен единый банк методических материалов, созданы возможности для обмена опытом. Ярким завершением этого учебного года стал региональный методический фестиваль «Технологии успеха», где каждая «Точка роста» представила свой опыт горизонтального обучения.

Пожалуй, один из главных результатов всей этой работы заключается в том, что выпускники школ Тамбовской области охотно получают высшее сельскохозяйственное образование. Мичуринский государственный аграрный университет не испытывает недостатка в талантливых студентах, несмотря на то что их привлекает столица и другие крупные города. Тамбовская область готова делиться своим опытом – будем рады провести стажировку для руководителей образовательных организаций по вопросам развития агробизнес-образования, а в августе этого года ждем гостей на Втором форуме агрошкол России.