Учитель успеха

ВИДЕОИНТЕРВЬЮ С А.А. ДЕМАХИНЫМ

ДРАМАТУРГ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ
Откуда у школьников Сергиева Посада берется чувство прекрасного?


Мировая художественная культура появилась в школьной программе довольно давно, но почему-то многие родители до сих пор считают её чем-то вроде факультатива. Но им, видимо, просто не повезло с учителями, и они никогда не слышали, например, что эстетика – мать этики. И то, что обычно вкладывают в словосочетание «хороший человек», слагается во многом из элементов культуры и искусства, к которым этот человек так или иначе причастился. О том, как Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского стала фабрикой хороших людей, «Учителю успеха»* рассказал учитель мировой художественной культуры и литературы Александр Демахин.

ИНТЕРВЬЮ С А.Н. ЕМЦЕМ

ВОСПИТАНИЕ ПОДВИГОМ
Учитель из Севастополя, Александр Емец, убежден, что задача педагога — воспитать человека, способного на Поступок

Учитель из Севастополя убежден, что задача педагога — воспитать человека, способного на Поступок
Статус жителя города-героя Севастополя ко многому обязывает. И ученики школы № 4 изо всех сил стараются соответствовать своему статусу — во многом благодаря учителю, создавшему на базе школы музей подводников. О том, как примеры героизма и воинская слава помогают воспитывать свободных и сильных людей, «Учителю успеха»* рассказал учитель истории и обществознания Александр Николаевич Емец.

ВИДЕОИНТЕРВЬЮ С Л.К. МАРТЫНЕНКО

МИССИЯ – ПЕДАГОГ
История педагога, у которого любой Мальчиш-Плохиш может стать Кибальчишем


Учитель русского языка и литературы – это не просто предметник. Это педагог, который учит детей не только читать, но и думать, и понимать. По большому счету, представление о философии и этике школьники получают именно от этих учителей — вместе с героическими и романтическими историями, которые они «проходят» на уроках литературы. О том, как стать учителем, способным взять на себя ответственность за внутренний мир ребенка, «Учителю успеха»* рассказала учитель русского языка и литературы, заместитель директора по содержанию образования МОУ «Гимназия № 21» г. Электростали Людмила Мартыненко.

ВИДЕОИНТЕРВЬЮ С П.Е. КРАСНОВИДОМ

ГЛАВНАЯ ПРОФЕССИЯ - БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
В проекте «Учитель успеха»* - интервью с победителем конкурса «Учитель года - 2019» Павлом Красновидом

География учит нас тому, как широк и разнообразен мир вокруг, но для Павла Евгеньевича Красновида, преподавателя географии в Гимназии имени Подольских курсантов в Подмосковье, это, в первую очередь, наука о том, что рядом. Заядлый путешественник, к своим 32-м годам объездивший Африку и Европу, Урал и Западную Сибирь, побывавший на Ямале и Кольском полуострове, на Кавказе и в Крыму, Павел Евгеньевич вот уже девять лет учит подростков в родном Подольске широко смотреть на мир, но прежде всего знать и любить свой край и свою историю. 

ВИДЕОИНТЕРВЬЮ С А.Р. ГАНЕЕВОЙ

УЧИТЕЛЬ В ТИКТОК
Мурманская учительница стала инфлюэнсером в «детской» соцсети

Однажды молодая учительница истории из Мурманска решила попробовать необычный способ построить доверительные отношения со своими учениками и завела персональный канал в популярной среди подростков социальной сети TikTok. Сегодня у неё 200 000 подписчиков, а общее количество просмотров ее роликов приблизилось к 5 млн. Но считает ли она свой эксперимент удачным? И как он повлиял на её отношения с учениками? На эти вопросы «Историям успеха»* ответила Анжела Рафаэлевна Ганеева, учительница истории мурманской школы № 27.

ВИДЕОИНТЕРВЬЮ С Н.В. ОРЛОВОЙ

СТУДИЯ ЖИЗНИ НАТАЛЬИ ОРЛОВОЙ
Благодаря Наталье Орловой десятки детей-сирот, в том числе с ОВЗ, обрели семьи, научились самостоятельно жить и танцевать

Расхожая фраза «чужих детей не бывает» для Натальи Витальевны Орловой, воспитателя и педагога детского дома «Доверие» в Московской области, – суть повседневной жизни и профессиональной деятельности. С детства она мечтала стать воспитателем, и вот уже 35 лет помогает малышам и подросткам стать личностями, обрести самостоятельность, а иногда и семью. 

ВИДЕОИНТЕРВЬЮ С Л.В. ПИГАЛИЦЫНЫМ

УЧИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ ВДОХНОВЛЯЕТ
Интервью с легендой отечественной педагогики, Народным учителем России Львом Васильевичем Пигалицыным

Льва Васильевича Пигалицына называют легендой отечественной педагогики. Почти 50 лет он преподавал физику и астрономию в средней школе №2 в Дзержинске и руководил Клубом юных физиков. Среди его выпускников более 130 кандидатов и 50 докторов физико-математических наук, которые сегодня работают по всему миру. Многие из них преподают, воплощая идеи своего школьного учителя, который всегда заботился о том, чтобы не только дать знания, но и научить их передавать.

ВИДЕОИНТЕРВЬЮ С Б.А. ОСТРОУМОВЫМ

МЕСТО ПРИТЯЖЕНИЯ – ШКОЛА
Калининградские школьники возвращаются в «альма-матер»

Хорошая школа, как известно, — это такое место, из которого ребенку не хочется уходить. Школа № 28 в Калининграде, очевидно, очень хорошая школа, потому что её ученики возвращаются туда через несколько лет после выпуска — уже в статусе учителей. О том, в чём заключается магия этого места «Учителю успеха»* рассказал её создатель Борис Александрович Остроумов. 

ВИДЕОИНТЕРВЬЮ С А.Т. САЛБИЕВЫМ

Я — СЫН УЧИТЕЛЯ
Какого человека педагоги могут считать примером успеха?

Каков критерий оценки по-настоящему успешного учителя? Разумеется, выдающиеся ученики. Профессия педагога не предполагает мировой славы, но подразумевает всеобщее уважение. А громкие достижения и яркие имена — удел учеников, которым очень повезло с учителем. О том, насколько важна роль педагога в жизни человека, «Учителю успеха»* рассказал Алан Салбиев – рассказал спустя ровно три месяца после того, как переехал в Москву, получив новую должность – советника министра цифрового развития и массовых коммуникаций РФ.

ВИДЕОИНТЕРВЬЮ С Б.М. НЕМЕНСКИМ

СВИДЕТЕЛЬ ВЕКА
История педагога, для которого искусство — это ответ на жизнь

Этот человек — педагог, создавший свою инновационную систему преподавания и воспитавший целую плеяду блестящих мастеров изобразительного искусства. Военный художник, прошедший Великую Отечественную от Москвы до Браденбургских ворот и награжденный медалью «За боевые заслуги». Академик АПН СССР и РАХ, народный художник РСФСР, лауреат Сталинской премии, Государственной премии России и премии Президента РФ. Наконец, юбиляр, которому в 2022 году исполнится сто лет. О том, чем мастерство отличается от искусства и как сберечь внутри себя свет, когда вокруг — война, «Учителю успеха»* рассказал Борис Михайлович Неменский.

РАБОТАТЬ УЧИТЕЛЕМ – СЧАСТЬЕ!

«Не бывает лёгких профессий, бывает лёгкое отношение к ним» – таков результат опроса, проведенного среди пользователей одного из крупнейших российских порталов по поиску вакансий. При этом каждый десятый участник опроса согласился с тем, что любая работа может стать легкой, если она нравится и человек считает ее своим призванием.
Профессия учителя – не исключение. Когда ее выбирают по зову сердца, не трудно убедиться в правоте Конфуция, который сказал: «Делайте только то, что любите, и в вашей жизни не будет ни одного рабочего дня». 

ИСТОРИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ОТ КИЕВСКОЙ РУСИ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ 

Хотите узнать, какой учебник был основным в Киевской Руси, кого готовили в первых светских училищах Российской империи, кем по образованию мог бы стать Пушкин и когда возникла школьная система, знакомая нам по сей день?
Тогда посмотрите этот ролик, и вы узнаете все самое главное об истории образования и просвещения в России всего за 5 минут! 

Я УЧУ…

В вакансиях работодателей по всему миру в качестве основных требований к кандидатам все чаще упоминается владение «soft skills» – «мягкими» или «гибкими» навыками. Это умения, в большей степени связанные с личностными качествами, нежели с профессиональными знаниями. Среди таких навыков самыми востребованными в 2021 году считают эмпатию, способность к самоорганизации, умение сотрудничать, творческое и критическое мышление. Специалисты выделяют более 100 гибких навыков, а по итогам исследования учёных из Чикагского университета «soft skills» – главный фактор, который определяет возможность трудоустройства в XXI веке. 

ГОРОД ГОВОРИТ: ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЬ

«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать», – как-то заметил Уинстон Черчилль, и с этим трудно поспорить. Во многом именно благодаря учителям мы становимся теми, кто мы есть, обществом, в котором мы живем. В калейдоскопе социально значимых профессий профессия педагога всегда была на почетном месте.
Чтобы выяснить, что думают о роли и призвании учителя жители современного мегаполиса, мы вышли на улицы Москвы, обратились к случайным прохожим и представителям самых разных профессий: спасателям, врачам, художникам, спортсменам. И вот, что они ответили... 

МОЙ УЧИТЕЛЬ

Помните своего первого учителя? Каким он был: строгим, добрым, внимательным? И каким должен быть «идеальный учитель»? Большинство сходится на том, что среди главных качеств «идеального учителя» – любовь и внимание к детям, знание предмета, интеллектуальные способности.
По данным опросов, которые регулярно проводятся на эту тему, первая пятерка главных качеств для педагога остается неизменной. Тем не менее, с годами степень их важности, с точки зрения респондентов, меняется. Например, «терпение», которое называли главным качеством, необходимым учителю десять лет назад, сегодня занимает только вторую строчку, уступив место «профессионализму».