Быть «хамелеоном»: зачем школьникам навык адаптивности

31 января 2021 г.

Людям свойственно стремиться к стабильности, и иногда нам бывает сложно покидать зону комфорта. Но жизнь диктует свои условия: быстрыми темпами развиваются технологии, происходят изменения в обществе и в экономике, появляются как новые возможности, так и новые ограничения. Можно ли научиться принимать изменения легко и без стресса? Да, в том случае, если и дети, и взрослые будут развивать навык адаптивности. Об адаптивности сегодня и пойдет речь.

Иногда человеку, подобно хамелеону, важно уметь подстраиваться под ситуацию вокруг

Ярким примером глобального изменения, к которому многие оказались не готовы, можно назвать пандемию. В одночасье во всем мире учителя с учениками погрузились в онлайн-обучение, и, согласно данным исследований, переход на дистанционное обучение вызвал сильный стресс как у педагогов, так и у обучающихся. 

Однако пандемия – явление временное, и после ее завершения с нами по-прежнему останутся многочисленные изменения, затрагивающие интересы подрастающего поколения. Они неизбежно будут происходить и в образовании, и на рынке труда. Так, согласно отчету Всемирного экономического форума, новые профессии, «профессии будущего», которые на данный момент еще не существуют, будут появляться гораздо быстрее, чем исчезают старые. То есть те, кто сегодня учится в школе, с большой долей вероятности будут заняты в профессиях, которые появятся, к примеру, только в 2025 году. Кроме того, подавляющее большинство работодателей (94%) ожидают, что молодым специалистам придется овладевать новыми навыками в процессе работы. Как бы хороши ни были школы и вузы, невозможно дать каждому обучающемуся все необходимые навыки для каждой конкретной профессии. Поэтому сегодняшним школьникам важно научиться тому, как быть готовыми к новым вызовам, с которыми им придется столкнуться в ближайшем будущем. 

В связи с этим многие специалисты выделяют навык адаптивности, или умение оперативно подстраиваться под вновь возникающие обстоятельства, как один из ключевых навыков будущего. Важен этот навык не только для работы, но и для учебы. Школьники, умеющие быстро адаптироваться, больше вовлечены в обучение и получают удовольствие от занятий, а также обладают более высокой самооценкой. 

Выделяют три типа адаптивности. Если развивать каждый из них у детей начиная с раннего возраста, со временем это поможет им учиться более последовательно и эффективно. 

  • Поведенческая адаптивность. Она помогает детям корректировать свои действия в условиях меняющихся обстоятельств. Например, ребенку с высокой поведенческой адаптивностью будет легко переключиться с видеоигры на домашнее задание или онлайн-урок. 
  • Когнитивная адаптивность. Позволяет легче переключать внимание при решении разных типов задач. Например, чтобы сдать экзамен по математике, детям нужен совершенно иной образ мышления, чем для решения головоломки, при этом быстрый переход от одного урока к другому поначалу может вызывать сложности. 
  • Эмоциональная адаптивность. Она помогает снизить разочарование от неудач и получать удовольствие от занятий. Когда ребенок сталкивается со сложной или неинтересной задачей, это может спровоцировать негативные мысли, а они, в свою очередь, мешают получению нового опыта. Если дети научатся корректировать свои эмоциональные реакции и находить положительные стороны в новых вызовах, это повысит их эмоциональную устойчивость и поможет справляться с более сложными эмоциональными ситуациями, когда они станут взрослыми. 

Умение адаптироваться тесно связано с таким понятием, как «гибкое мышление», или «когнитивная гибкость». Когнитивная гибкость входит в число базовых когнитивных функций мозга, которые, в свою очередь, являются частью сложной системы исполнительных функций мозга. Исполнительные функции помогают нам планировать текущие действия, изменять реакцию в зависимости от контекста, избирательно уделять внимание нужным стимулам. 

Гибкость мышления – это способность адаптировать эмоциональную реакцию и мышление к изменениям вокруг нас. Она включает способность импровизировать, использовать разные подходы к одной и той же задаче, уметь переключаться с одной задачи на другую, находить эффективные стратегии решения задач и справляться с неопределенностью. В школе гибкость мышления задействуется в ситуациях, когда ученики: 

  • перемещаются между классами и переключаются с одного предмета на другой;
  • приступают к новому проекту, завершив предыдущий;
  • используют разные подходы к решению задач на разных предметах;
  • привыкают к новым учителям, предметам, изменениям в расписании и рассадке, новым ученикам в классе и т. д.;
  • от метода проб и ошибок переходят к более систематизированным подходам к решению задач. 

Гибкость мышления важна для достижения высоких результатов во всех предметных областях. Например, учащимся необходимо уметь использовать различные стратегии для решения математических задач. При изучении разных культур гибкость мышления помогает увидеть разные точки зрения. Когнитивная гибкость придет на помощь и в естественных науках и поможет избежать разочарования, если изначальная гипотеза не соответствует результатам эксперимента. 

Не следует думать, что гибкость мышления является врожденной. Эта функция поддается тренировке как у детей, так и у взрослых, и среди упражнений специалисты рекомендуют, например, такие: 

  • Избавляться от рутины: использовать новые маршруты по пути в школу и домой, причесываться или чистить зубы другой рукой и т. д. Даже небольшие изменения помогают выстраивать и укреплять нейронные сети. 
  • Пробовать новое и получать новый опыт. Путешествия, волонтерская деятельность, изучение нового языка, художественный кружок или танцы – для мозга хорошо все. Таким образом мозг создает новые синаптические связи. Кроме того, новый и интересный опыт вызывает выброс дофамина, который не только повышает мотивацию, но и улучшает память. 
  • Не всегда выбирать самый легкий путь. «Желаемые трудности», то есть намеренно создаваемые затруднения в освоении материала, помогают держать мозг в тонусе. Например, когда при решении задачи человек использует ручку и бумагу для подсчетов, а не сразу тянется за калькулятором или начинает читать книги на иностранном языке со словарем, создаваемые затруднения позволяют лучше сфокусироваться и глубже вникнуть в суть предмета. 
  • Общаться с новыми людьми. Вне зависимости от того, где и как будет происходить общение: в школе, на работе, в соцсетях или во время путешествий, – общение с людьми из разных культур и социальных групп поможет человеку стать менее категоричным в своих суждениях и принять тот факт, что у разных людей могут быть разные взгляды на одни и те же вещи и единственно верного мнения не существует. 
  • Мыслить креативно и переносить знания и навыки, полученные в одной области, на другие ситуации и сферы деятельности. Такой перенос позволит связать между собой разрозненные знания и мыслить более творчески. 
  • Поразмышлять над моральной дилеммой. Поставить себя на место героя литературного произведения, оказавшегося перед сложным выбором, критически осмыслить ситуацию и задаться вопросом: «А что бы сделал я на его месте?» – это отличное упражнение, которое поможет увидеть ту или иную проблему с разных сторон и научиться адаптировать мышление к различным условиям.

Как мы видим, не все приведенные упражнения для тренировки когнитивной гибкости применимы для школы. А есть ли способы для развития навыков адаптивности у обучающихся в классе? Да!

1. Междисциплинарное обучение 

Объединение разных предметных областей вокруг общих вопросов и связь изучаемого материала с реальной жизнью помогают обучающимся легче адаптироваться к меняющемуся миру. Междисциплинарному обучению и развитию у обучающихся метапредметных компетенций сегодня уделяют все больше внимания. Звучат мнения, что именно метапредметный подход – это образование будущего.

2. Развитие саморегуляции 

Саморегуляция учит школьников, как справляться с напряжением и управлять своими эмоциями, мыслями и поведением в сложных ситуациях. Навык саморегуляции можно закрепить с помощью постановки целей, скаффолдинга (этот термин означает последовательную поддержку ученика педагогом, о чем мы рассказывали в одном из наших обзоров) или игр (подробнее об играх в обучении мы расскажем в одном из следующих материалов). 

3. Преодоление страха неудачи 

Когда происходят изменения, вместе с ними приходит и риск не справиться с тем, что они приносят. Но для достижения успеха важно уметь принимать неудачи. В обучении боязнь неудачи снижает мотивацию, и это может негативно повлиять на способность учеников адаптироваться к изменениям в будущем. Один из способов помочь им предотвратить этот страх – создать безопасную среду для обучения, без осуждения и насмешек, в которой каждому будет комфортно задавать вопросы, рисковать и совершать ошибки, где приложенные усилия будут цениться даже в случае неудачи.

4. Поощрение непрерывного обучения 

Чтобы добиться успеха в будущем, ученики должны быть готовы постоянно учиться и развивать новые навыки. Педагог может помочь, пробуждая у школьников любовь к учебе. Этого можно добиться как личным примером, так и сделав учебный процесс более увлекательным, показав, что обучение – это намного больше, чем получение оценок. Как говорил Генри Форд: «Любой, кто перестает учиться, стареет, и не важно, сколько ему лет: двадцать или восемьдесят. Любой, кто продолжает учиться, остается молодым. Самая великая вещь в жизни – это сохранять свой разум молодым».

В условиях, когда мир вокруг нас меняется так быстро, практически невозможно развить у обучающихся все навыки, которые понадобятся им для достижения успеха в жизни. Вот почему важно уметь приспосабливаться к изменениям и новым вызовам. Так школьники научатся не пасовать перед неожиданными вызовами и неопределенностью и добиваться успеха в любой сфере.